КИНО

Вижу цель, не вижу препятствий

С собакой в коляске и на велосипеде
На тридцатилетний юбилей Ани Смолиной (Ольга Лерман) никто не пришел. У одной подруги заболел ребенок, у другой задерживается рейс. Зато приехал курьер Алишер (Аскар Ильясов) с цветами для именинницы и по ее приглашению сел за стол. Из постоянного у Ани – только вино в бокале и звонки начальницы-блогерши, у которой девушка работает СММ-менеджером. Одним словом, жизнь из криков босса, вечного одиночества и эксбойфренда Ромы (Дмитрий Чеботарев), который считает, что лучшее извинение за измену – это предложение выйти замуж. Аня хочет выйти в окно, жаль, что ресторан на первом этаже. Поэтому она садится на раму велосипеда и вместе с курьером из Яндекс.Еды едет искать что-то, похожее на счастье. И находит – заброшенный в квартире велосипед, а вместе с этим и выход из замкнутого круга рутины. Сразу появляется цель: поехать к матери (Елена Яковлева), с которой Аня не виделась больше десяти лет, в Нижний Новгород. А если есть цель, значит, на пути уже нет препятствий. Или все же есть?
Москва – (Владимир) – Нижний Новгород

Первые дни путешествия оборачиваются неправильно поставленной палаткой, подъемами в гору и знакомствами. По пути Ане встречаются дальнобойщица Женя (Анастасия Светлова), которая держит в салоне фотографию своего сына, и велосипедист Валера (Виктор Хориняк), случайно увидевший Аню в кустах. Героиня ведет себя одинаково отстраненно: я лучше знаю, как мне жить. Аня пусть и сбежала из Москвы, но от себя ей никуда не спрятаться. Особенно от внутреннего голоса, который появляется в образе матери героини. Вечно подтрунивающая над собственной дочерью, женщина задевает самые болезненные точки: отсутствие личной жизни, нежелание общаться на протяжении стольких лет с родней и ошибки прошлого.
Аня действительно страдает от собственного характера. На первый взгляд, она холодная девушка, которая заботится только о себе. Но вот Аня разговаривает с Женей, и сразу виден ее страх от предстоящей встречи с мамой. Вдруг она не вспомнит, как выглядит родная дочь? Женя успокаивает, мягко улыбаясь: «Не переживай, мать своего ребенка узнает всегда».

И Аня начинает учиться смотреть на жизнь иначе. Например, по совету Жени заезжает за лучшими пряниками во Владимир, отклоняясь от своего маршрута. В наушниках у нее Мумий Тролль и в волосах ветер. Медленно, но верно героиня выползает из скорлупы комплексов и зажатости. А значит, с Аней все проще себя ассоциировать. Летний российский пейзаж, правильный монтаж и качественная цветокоррекция – и вот уже кажется, что зритель тоже едет рядом на своем велосипеде.
Нижний Новгород – (Байкал) – Магадан

Героиня стоит напротив двери квартиры, в которой она провела детство. На пороге в халат кутается бывшая одноклассница (Юлия Топольницкая). Оказывается, что мать Ани уехала в Магадан, продав квартиру в половину реальной суммы. У бывшей одноклассницы гордая осанка, но побитый взгляд. Проблемы с дочерью-подростком – очередная параллель с жизнью самой Ани. Бессмертный конфликт «отцов и детей» в кинокартине раскрывается именно с точки зрения матери и ее ребенка. И это куда интереснее, чем набившие оскомину тезисы про разные взгляды поколений на жизнь. В эпицентре истории Ани – общая с матерью травма. Рано погибший брат Сережа – это истинная причина, почему героиня уехала из дома. Мать продолжала делать вид, что сын до сих пор живет с ними, а на дочь внимание родителя не распространялось. Трагедия меняет отношение Ани к близости с людьми.
Валеру, в которого она влюбляется во время совместного путешествия, героиня бросает. Истинная причина в том, что она боится быть оставленной на обочине первой. Страх настолько силен, что затмевает разум. Но любовь, конечно, побеждает все. И Аня бежит. За Валерой, за собственным счастьем, окрыленная разговором с мамой по телефону: «Конечно, я к тебе приеду, дочка». Аня наконец-то поняла, чего хочет. Не терять хороших людей.

А русский кинематограф не должен терять из виду такие хорошие фильмы. «Поехавшая» – идеальная картина, чтобы снова почувствовать солнце на коже и запах земляники из леса. Мы нуждаемся в таких фильмах, особенно когда уже который день на улице идет снег.
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: Кинопоиск