Арт-платформа

Идеальный цугцванг

Нет хуже предательства, чем измена себе
Сквозной мотив во многих спектаклях режиссера Дмитрия Бикбаева — главный герой, вынужденный взрослеть ценой ампутации своего детства. Эта тема становится одной из центральных и в спектакле «Погружение», но обрастает новой кровеносной системой и кожей.

Эта постановка Дмитрия Бикбаева — операция хирурга-режиссера, где он препарирует отношения жертвы и тирана. Молодая актриса ежечасно выслушивает наставления своего мужчины Александра (Максим Дахненко). Он опытный журналист-расследователь с профессиональным слоганом «Я никогда не вру». Александр авторитарен в отношениях личных и рабочих. Он не дает своему помощнику Мише (Владислав Горобов) начать самостоятельную карьеру, пытаясь перманентно закрепить за ним статус второго пилота. Александр пользуется огромной поддержкой и популярностью у зрителей. Олю, сыгранную Екатериной Рокотовой, наоборот, никто не знает. Девушка приехала из провинции в Москву и бросила учебу, чтобы сразу начать сниматься в кино. Особого успеха она пока не достигла: роли посредственные и пошлые. Об этом ей прямо говорит Александр, но Оля и сама прекрасно это осознает. На первый взгляд, расстановка сил в этих отношениях очевидна. Ее специально подчеркивает режиссер: Оля ходит по сцене, когда Александр общается с ней свыше, становясь как бы Богом ее личного мира. Впрочем, ненадолго.
Оля сбегает из своего весьма условного Рая, в котором так уверена ее мать Зинаида (Юлия Савина). Проблема этих отношений — родитель, который хочет лучшего для своего ребенка, но не всегда понимающий цену успеха. Взаимоотношения между Александром и Олей уродуют обоих, обнажая суть каждого. Меняются их роли. Тиран предстает испуганным ребенком, а жертва становится крепче стали, теряя при этом человечность. Пожалуй, умирает маленькая Оля в родном городе, когда гуляет в компании влюбленного в нее друга Славы (Глеб Бочков). В Москву возвращается Ольга, которая готова пойти на все. Неважно, что надо будет принести в жертву, даже если это будет собственное сердце.

Этот переворот игры — фактически эндшпиль, в котором проигрывают оба участника шахматной партии. Неслучайно Александр и Ольга работают в медийном поле. Оба активно пользуются преимуществами нашего века. Ольга ходит на интервью, Александр общается с подписчиками своего канала. Манипуляции симпатиями пользователей социальных сетей строят мир, где ничему нельзя верить.
За это ощущение у зрителя в ответе команда постановщиков и техников. Сценография, детально выстроенная Анной Горбас, создает ощущение операционной или телевизионной студии. На стерильно белую стену транслируется изображение с подвижной камеры в руках оператора. Этот тонкий режиссерский ход не только дает зрителю несколько точек обзора со стороны героев постановки, но и дорисовывает их образ на сцене.

Безусловно, спектакль «Погружение» — это олицетворение цунами, где волна выталкивает со дна самое худшее, что есть в человеке. Пьеса Андрея Горбатого-младшего — это рокировка ролей тирана и жертвы. Пока зритель уверен, что он разгадал персонажей на сцене, финал всегда произведет эффект разорвавшейся бомбы. И сочувствовать никому не хочется, а всех жалко. Пат.
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: Арт-платформа