КИНО

Дачная комедия – не приговор

Прогноз: солнечно, возможны осадки в виде гостей
Начало мая, праздники, дача, вся семья в сборе. Классический рецепт отдыха после изнуряющих и холодных рабочих дней. Однако он может обратиться личной катастрофой, если выглянуть за рамки идеального мира, где все друг друга любят, уважают и не таят никаких скрытых обид. Фильм «Праздники» рассказывает историю, уместившуюся в традиционные выходные даты, но легко препарировавшую десятилетия взаимоотношений родных людей.

В семье Пыжовых, на первый взгляд, все безоблачно. Отец семейства Виктор со своей женой Наташей счастливо проживают пенсию на даче, среди природы и огородов. Две дочери, младшая Юля и старшая Лена, давно уже не живут с родителями, изредка навещая их в тихой деревне. В очередной раз родственники собираются перед годовщиной родителей. Ожидание праздника Наталье, в роль которой органично влилась Мария Аронова, портят две вещи: отсутствие у дочерей ухажеров и раскрытая тайна давней измены мужа.
Хотя фильм про историю целой семьи, героиню Ароновой, без сомнений, можно назвать центральной. Ее пышущая харизма украшает фильм, делая чувства на экране еще живее, а шутки – еще смешнее. Бойкой матери, отставной военной, легко сопереживать. В ней воплощен настоящий образ сильной женщины, способной постоять за себя и своих близких, которой, однако, не чужда сентиментальность. Сюжет тоже строится вокруг Натальи – именно она приводит в действие линии всех остальных героев.

Остальные актеры достраивают гармоничную картину. Виталий Хаев уже не в первый раз играет сурового отца, и он с этой ролью справляется на «ура». Яна Енжаева и Анастасия Калашникова хорошо смотрятся и как вечно конфликтующие сестры, и как участницы любовной драмы. Никита Павленко – очаровательный влюбленный парень, при виде него на лицо сразу же натягивается умиленная улыбка. Герой Вячеслава Чепурченко предстает злодеем в истории, эдаким лицемерным эгоистом. В его образе содержится сценарная недоработка, гораздо интереснее было бы, если бы создатели выдержали интригу, прежде чем раскрыть зрителю истинное лицо «идеального» парня.
В целом, фильм оставляет после себя приятное чувство легкости. Некоторые интересные решения, например, сьемка с камеры видеонаблюдения или показ видео из семейной хроники, придают происходящему на экране реализма, а саундтреки отлично дополняют некоторые сцены. Однако больше всего на восприятие влияет химия между актерами, которую видно невооруженным взглядом.

Завесу тайны теплых отношений между актерами открывает Мария Аронова, рассказавшая о том, что перед фильмом про Пыжовых был снят мини-сериал, сдруживший весь состав. Немалую роль в атмосфере на площадке сыграл Борис Дергачёв, звезда сериала «Короче», впервые выступивший в качестве режиссера и отлично справившийся со своей задачей. Аронова отметила, что, несмотря на то, что Борис – ровесник ее сына, с ним она чувствовала себя в безопасности. А Яна Енжаева рассказала про его невероятную эмпатию к актерам и свободу на площадке.
Сам же Дергачёв настолько вдохновился работой, что написал стихотворение:

«Дали дураку чуть-чуть поуправлять.
Режиссером каждый может стать.
Это не актерство, не кривлянье,
Это, б***ь, мыслительный процесс.
Оправдать все их мне ожиданья,
Или нахрен я сюда полез?
Разговоры, встречи, переписки,
Утвержденья: точно то?
А, может, то? Да хрен бы с ним!
Не подумайте, не про актера.
Ситуация такая: все, горим.
Это мы не успеваем, это – тоже, Боже, суета.
Девять раз переписав сценарий, пригляделся – вроде не беда.
Отправили актерам. Все нормально? Может, читку?
Может, объяснить? Нет, не надо, все и так понятно?
Выдохнул – и на тебе, под дых.
Тут у нас локация слетела, тут – дожди, тут просто, б***ь, нельзя
Ни стрелять, ни прыгать, нет предела этому могучему «нельзя»
Ты – поставь сюда, отсюда уберите, шаг назад, ты – в точку не смотри
Вы нормальные вообще? Вы в кадре! Дети, не кричите!
Убери из кадра, вот же инвалид!
Боже мой, одни ограниченья.
Я хочу актером стать опять.
Спрятаться в вагончик, чаю, текст мне,
Жертвовать собою и страдать.
Нет, я взял такое бремя.
Я смогу, поехали, давай.
Начали! Спасибо, было круто, все, до завтра.
Боря, выбирай!
Это на посте потом замажем, это уберем, а нет, верни назад.
Это не смешно – поправлю в тексте
В жизни, Боря, так не говорят.
Господи, моими же словами, только будто в зазеркалье я,
Сценаристы, режиссеры – сорри, если слышали когда-то
Это от меня.
Все идет к финалу. Есть три смены.
Может, стоит что-то поменять?
Ничего, монтаж нам все покажет…
А, еще монтировать ведь, б***ь
Пост продакшен – что это такое?
Все, что не досняли – нарисуй,
Все, что недосказано – озвучим
Вместо мата скажем «обалдели»,
Вместо ёлок нарисуем туй.
Только времени опять нехватка.
Боря, скоро фильм пора сдавать.
Мы же просто не успеем –
Я ж успел, блин, фильм как-то снять
В общем, всё довольно просто.
Самое ведь главное – начать.
Ну, а дальше будет как по маслу.
Я скажу лет, где-то, через пять. Через десять.
Или через двадцать, если буду это продолжать.
Просто, для того чтобы продолжить,
Надо как-нибудь начать».
Текст: Ирина Адаменко
Фото: Кинопоиск