КИНО

Безумству Макса пою я песню

масштабный блокбастер категории Б
Фильм «Последний ронин» — история, которая могла бы выйти на кассетах в 80-90-е, но вышла в кино и на стримингах в наши дни. Поэтому зрители после просмотра разделились на два лагеря: тех, кто уловил и синхронизировал со своей ностальгию режиссера Макса Шишкина по фильмам, просмотренным в детстве, и тех, кто справедливо шел в кинотеатры за масштабным серьезным блокбастером, на который и вправду настраивали постеры и трейлеры — и, спойлер, разочаровался. Я до просмотра таки успела прочесть парочку противоположных друг другу мнений, но постаралась фокусироваться не на них, а на необъятных размеров кредите доверия клипмейкеру-синефилу, за работами и рассуждениями о кино которого слежу уже довольно давно.

Завязка сюжета довольно незатейлива — убийца-одиночка по прозвищу Ронин (Юрий Колокольников) ведет через апокалиптическую пустошь к местному владыке (Даниил Воробьёв) девочку Марию (Диана Енакаева). Ее путь — борьба, ее конечная цель — месть, и Ронин, исходя из собственного опыта, пытается не только защитить девчонку, но и убедить ее свернуть с выбранного кровавого пути. Если вы были готовы расплакаться от умиления и/или банальности истории, усмирите свои слезные железы — Мария в отцовском тепле и наставничестве не нуждается вовсе и в финале будет способна вас удивить. Первые очевидные референсы нашей истории, которые могут прийти в голову — «Безумный Макс» и «Одни из нас». Но, по словам Макса Шишкина, от «максовской» концепции фильма, предложенной продюсерами, он отказался сразу же, потому что четко осознавал, что команде не хватит технических мощностей, чтобы сделать кино на должном уровне, а сериал по игре The Last Of Us, вновь напомнивший зрителю про популярный сюжет «мужчина и ребенок идут сквозь ад», вышел гораздо позже, чем окончательно сформировалась идея «Последнего ронина». Режиссер вдохновлялся жанровыми работами 80-х – 90-х, в первую очередь, «Киборгом» и «Шестиструнным самураем», и строил свою историю, основываясь на ключевых приемах фильмов категории Б.
Поэтому, оценивая фильм только с позиции логичности и правдоподобия происходящего на экране, вы зря потеряете время и силы. Если составить список мелких и не очень отклонений от «реализма» — от черных кожаных курток героев под палящим солнцем пустыни до того факта, что несколько противников ждут, пока Ронин медленно подойдет к ним и достанет катану, и только потом нападают по одному, — то он получится не короче списка съемочной команды. Но большая часть из них обусловлена жанровыми клише, не только приемлемыми, но и обязательными для картин, сформировавших основу киноязыка «Последнего ронина». История же самих героев и ее развитие недоверия вызывает в разы меньше, и каждый из них придет к не вполне ожидаемому, но вполне логичному для себя и для зрителя финалу, который напрямую отражает жизненный путь и особенности характеров персонажей.

Актерские работы неплохи в рамках поставленной режиссерской задачи. Моментами некоторые персонажи звучат неестественно и будто «недоигрывают», но, кажется, это не баг, а фича, которая служит тому, чтобы герои звучали и выглядели на экране максимально приближенно к эстетике кассетной классики. Да и в концепцию персонажей их безэмоциональность вполне себе вписывается. Проявления каких ярких чувств можно ожидать от ребенка, который вырос на пустоши и единственной целью которого были сначала выживание, а после месть? Или от вечного путника, у которого цели уже нет? А еще я уверена, что этому фильму очень пошла бы гнусавая озвучка с кассет 90-х — и «перевод» (в данном случае, переозвучка) оттуда же.
Макс Шишкин — талантливый клипмейкер, и запоминающийся визуальный стиль его работ очень явно прослеживается в дебютном полном метре. С первого же кадра становится понятно, что как минимум ваши глаза не подадут вам после просмотра сигнал «честно говоря, потраченного времени жаль». А когда начинает играть музыка, прекрасно оттеняющая каждую сцену, в которой появляется, замечаешь, насколько хорошо Шишкин знает свои сильные авторские стороны и умело их использует в новом для него амплуа. Но при этом фильм не превращается в двухчасовой музыкальный клип и не становится слайд-шоу из необычных ракурсов. Макс применяет ровно столько авторских фишек, сколько будет уместно для выбранного им пути рассказать эту историю — не больше и не меньше.

По сути, «Последний ронин» — двухчасовой акт любви Макса Шишкина и классики фильмов времен нашего (и его) детства. И, безусловно, найдутся те, кто скажет, что таким лучше заниматься дома за закрытыми дверьми. Но найдутся и зрители, которые оценят не только саму работу, но и режиссерскую отвагу выбрать для полнометражного дебюта настолько авторский и нишевый фильм. И его можно назвать таковым не столько потому, что «не все поймут», сколько потому, что «немногие вспомнят».
Порог эмоционального вхождения в эту историю выше, чем кажется — и одновременно ниже некуда. Чтобы испытать нужные ощущения при просмотре, необходимо увидеть (желательно, в юном возрасте) больше одного фильма про постапокалиптическую пустошь, быть знакомым с режиссерским подходом к кинематографу, не обмануться рекламной кампанией, обещающей масштабный зубодробительный блокбастер, и понимать, куда смотреть. Или просто вспомнить, как вы смотрели кино в детстве, еще ничего не зная о критериях «высокого» и «низкого» искусства. Это, пожалуй, первый фильм за долгие годы, от просмотра которого я получила чистые эмоции, не приправленные попыткой в процессе просмотра проанализировать и их, и кинематографическую ценность произведения в целом. Приятно было вспомнить ощущение, когда единственным критерием положительной оценки фильма для меня было «меня захватило». Кто знает, может и вы, если дадите этой истории шанс, испытаете схожие и приятные чувства.
Текст: Радистка Кэт
Фото: Эльза Серова