Посчитаем на пальцах, сколько персонажей умирает в шекспировском «Гамлете»: сам принц датский, его отец, дядя и мать, Офелия-возлюбленная и ее отец (конечно, по ошибке)... и еще двое, потому что суммарно, как нам напоминают в самом начале спектакля, точно должно получиться восемь. Каждого из них к трагическому финалу приводят страсти и интриги, заговоры, предательства и собственная несдержанность – помимо тех двоих, которых Шекспир убивает одной строчкой почти в самом конце. Гильденстерн и Розенкранц оказываются в центре семейной драмы без особого желания и будто по ошибке. Они люди маленькие, и с трудом успевают за общим развитием истории, не чувствуя себя главными героями даже в пьесе, которая называется в их честь.
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда – пьеса-перевертыш, в которой философские размышления Гамлета отходят на дальний план, чтобы вперед вывести двух его запутавшихся друзей. В постановке Галины Зальцман в Театре на Васильевском перевернуто даже действие спектакля: герои занимают места в зрительном зале, пока мы смотрим на все со сцены. Розенкранц и Гильденстерн оказываются в нигде, ряды мягких синих кресел для них – пространство безвременья, в котором сложно вспомнить даже собственные имена или начало сегодняшнего дня. Или почему Гамлет называет их своими близкими товарищами. Они перелезают через сиденья, занимают случайные места и прислушиваются к странной музыке, которая доносится откуда-то из-за спины. Как будто они не участники спектакля, а тоже всего лишь зрители.