И здесь я позволю себе небольшое отступление — в сторону Штатов. Возможно, вам знаком американский молодёжный ужастик «Хижина в лесу». Я вспомнила его не потому, что он хорош (хотя он, безусловно, хорош, и, хоть и начинается как стёб над поджанром американского молодёжного хоррор-муви, примерно с середины становится настоящим фильмом ужасов со всеми обязательными для жанра атрибутами), а потому, что он задаёт интересную тему для рассуждения. По сюжету всё, что происходит с главными персонажами, — хитроумно выстроенная игра, правила которой заданы некой сверхсекретной организацией. И вот о ней-то и идёт речь. Такая организация есть в каждой стране, снимавшей хорроры, — и в каждой стране эта игра проходит по своим правилам. В Штатах это компания из пяти (непременно пяти, причём каждый из пяти должен отвечать определённым требованиям) молодых взрослых, которые отправляются на уикэнд в отдалённую локацию (ту самую хижину в лесу), в Японии в качестве игроков выступает класс крохотных, не старше семи лет, девчушек. В Скандинавии обязательным атрибутом ужаса является скандинавская же мифология. И вот по окончании фильма мне было интересно даже не то, что в итоге случилось с главными героями, а то, как создатели фильма видели бы подобную организацию в России. Иными словами — какие яркие отличительные черты есть у российского хоррора?
Безусловно, жанр ужасов для нас новый. У нас, если уж на то пошло, и страна довольно молодая — ей всего-то тридцать лет, и отечественный кинематограф, несмотря на богатую советскую историю, ведёт свой отсчёт именно от даты развала СССР. А значит, ему свойственно всё то, что свойственно любому молодому начинанию: ошибки, попытки совместить несовместимое, стремление взять всё лучшее от тех, кто уже поднаторел в этом деле, — и одновременно добавить своего, родного, всем понятного колорита. И вот тут-то, как мне кажется, и оказался зарыт главный камень преткновения для российских создателей ужасов. Потому что жанр ужасов как таковой не существовал в советском кинематографе. Пока в США выходили «Ребёнок Розмари», «Техасская резня бензопилой», «Кошмар на улице Вязов» и «Дети кукурузы», в СССР снимали совсем другое кино — к жанру ужасов можно отнести разве что «Вия» 1967-го года. Но «Вий» был снят по рассказу признанного классика, а в остальном жанр ужасов казался чем-то чуждым и ненужным советскому зрителю и читателю. Казался, разумеется, не самому зрителю и читателю, а тем, кто выделял производственные мощности на создание той или иной картины, а также решал, что именно в этом месяце выйдет в прокат. Создавать по сути андеграундный и даже маргинальный жанр в таких условиях было совершенно невозможно, поэтому, когда к началу нулевых в США уже была создана вся классика жанра, мы только начинали нащупывать верное направление. На мой взгляд — не нащупали до сих пор. А если и нащупали, то пока не поняли, как именно двигаться по нему вперёд.