Театр на Таганке

ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО НОЧЬЮ ИГРУШКИ ОЖИВАЮТ!

Для тех, кто и думать не хочет о балете, но о «Щелкунчике» подумать не прочь
Еще далеко даже до середины осени, но московские театры уже вовсю готовы устраивать для зрителей новогодние каникулы. А какие новогодние каникулы без праздничной, рождественской классики? Далеко не все из нас являются большими любителями и ценителями балета, поэтому и историю «Щелкунчика» воспринимают скорее как антураж, некую эстетику самого волшебного времени года. Драматические вариации либретто или самой сказки Гофмана встретишь нечасто, а если и встретишь, то с большим разочарованием поймешь, что от «сказки» в них осталось мало. Почему-то именно с «Щелкунчиком» у творцов возникает ярое желание переписать текст под свои нужды или с политическими аллюзиями, или с видением боевика похлеще картин с Брюсом Ли. У Театра на Таганке и Георгия Смирнова же возникло иное желание, благородное. Они решили создать просто детский спектакль.
Премьера, как и было заявлено, получилась сказочной. Декорации похожи на те самые рождественские открытки или картины с коробок шоколадных конфет. Огромные двери, резной камин, лепнина на стенах, винтажная мебель и невероятная, пышная и высокая новогодняя ель. А костюмы и вовсе восхитительны! Околоисторическое настроение одеяний середины 19 века с добавлением того самого новогоднего блеска. Нельзя выделить кого-то одного, но я осмелюсь сказать, что особенно красивы были костюмы игрушек. Рахель, первая кукла девочки, проработанностью напоминает испорченную Барби из одноименного нашумевшего фильма этого лета. Балерина Матильда — словно действительно ожившая фигурка из музыкальной шкатулки, ее белое трико сияет, усыпанное блестками и стразами. А оловянные солдатики Клод и Лелуш к тому же играют на главной слабости всех девчонок от мала до велика. Они носят красные мундиры!
Афиша призывает маленьких зрителей взять с собой любимую игрушку, ведь именно через них в спектакле передается основная мысль. В форме заботы и защиты своих игрушек герои оказывают заботу своей детской непосредственности, той самой, без которой взрослые не могут мечтать. Детские спектакли можно осуждать за их прямолинейность, однако в этом заключается и их главная прелесть. У «Щелкунчика» есть точный, даже безапелляционный ответ на вопрос, мучающий человечество веками и тысячелетиями. Отчего мы так жестоки? Оттого что забываем, как мечтать! Именно мечты учат персонажей милосердию, самому важному качеству, которого не хватало Щелкунчику, чтобы вновь стать настоящим мальчиком.

О балете напоминает и музыка, сопровождающая спектакль. Это довольно свободные аранжировки мелодий Чайковского. Чаще всего слышен «Танец феи Драже», сам по себе игривый, но вместе с тем загадочный, идеально описывающий центральный конфликт постановки. Особенную атмосферу создают колядки и групповое пение семьи под аккомпанемент фортепиано. Традиции, которые не сохранились и не совсем нам знакомы, но которые по-прежнему умиляют и греют душу.
Не буду лукавить одами о «новом прочтении» и «свежем взгляде» на постановку. Нет, здесь вы не найдете ничего нового, для этого «нового» есть диснеевский «Щелкунчик и четыре королевства», но, клянусь, вам это правда не нужно. Спектакль Театра на Таганке — это маленькая, простая и очень добрая история, главная суть которой заключается в том, чтобы порадовать зрителей и подарить им чувство праздника.
Текст: Аврора Акопян
Фото: Театр на Таганке