СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ
Рождественская сказка для детей и их родителей о любви, чуде и классовой вражде.
Почему "Серебряные коньки" не очередное проходное кино на тему Нового года.


На «Серебряные коньки» я попала в первый день проката. Не самое удачное время сеанса, через полчаса после него мне нужно было выезжать в аэропорт, тогда как фильм длился ни много ни мало два часа двадцать минут — но я таки согласилась пойти и не пожалела. Это были два часа двадцать минут настоящей рождественской сказки для детей — и два часа двадцать минут хорошей, крепко сбитой, очень хорошо выверенной исторической драмы для взрослых. Нет, я ничего не напутала. Да, именно исторической драмы. Потому что история в «Серебряных коньках», безусловно, в первую очередь о любви и о чуде. А во вторую — совершенно точно выдуманная. Но нельзя просто так смотреть фильм о любви девушки из высшего общества и парня из простого народа, расположенной на рубеже XIX и XX веков — и не думать о том, что случится всего-то через семнадцать лет. И чуть позже, когда то самое высшее общество и простой народ столкнутся на фронтах Гражданской войны. Драма? Драма. Историческая? Дважды. Не зря Алекс в этом фильме говорит Матвею — тому самому влюблённому парню из простого народа: «Эта страна стоит на том, чтобы вы не были вместе никогда». Да и само введение в фильм персонажа Алекса — вора-карманника, вовсю называющего свои кражи экспроприациями, а на досуге почитывающего «Капитал» Маркса — добавляет реализма и толику остроты в новогоднюю историю любви для тех, кто не прогуливал уроки истории России.


А так сказка, конечно же, и есть сказка: вот у нас Алиса — прекрасная принцесса из дорогого, украшенного лепниной дома, вот у нас Матвей — воришка из заснеженного Петербурга, живущий практически в каморке под лестницей. Вот князь Аркадий Трубецкой — злой дракон, который, как положено в сказках, пытается забрать прекрасную принцессу себе. Но, как опять же положено в сказках, у него ничего не получится, потому что отважный петербургский воришка украдёт принцессу из-под самого его носа.

Но сказка эта, в отличие от многих других, сделана с огромной любовью к материалу, на котором она построена. И вот уже Алиса, прекрасная принцесса, не хочет замуж за дракона не потому, что влюбилась в уличного воришку Матвея, а потому, что хочет учиться на бестужевских курсах, у неё талант к химии, и сам Менделеев отмечает её успехи. И вот уже Матвей не только добивается руки и сердца прекрасной принцессы, но и вынужден решать большую семейную проблему, связанную с болезнью отца. Болезнь отца, в свою очередь, связана с теми условиями, в которых ему и Матвею приходится жить, и Петербург 1900-го года, восхитительно заснеженный и красивый, как открытка на жестянке с леденцами, предстаёт перед глазами зрителя совсем с другой стороны. А князь Аркадий Трубецкой, в целом, не так уж и плох, просто он человек своего времени и своего круга, у которого, как и у Матвея, есть своя проблема, которую ему очень нужно решить. Герои «Серебряных коньков» живут перед нами на экране на протяжении двух часов двадцати минут, и жизнь эту, самую настоящую, невозможно не заметить и невозможно не прожить вместе с ними.
Когда я вышла из кинотеатра, первой моей мыслью было: «Это выглядит, как хороший зарубежный фильм». Второй: «А почему зарубежный?» На мой взгляд непрофессионала, «Серебряные коньки» — это крепкий, добротный, качественный, чудесный фильм. Российский фильм. И это, на мой взгляд, совершенно замечательно.

Вокруг очень много говорят о том, что словосочетание «российский фильм» давно стало знаком качества — но качества не самого высокого. Я слышу от людей, с которыми пытаюсь поговорить о российском кино, слова о том, что оно дискредитировало себя, оно плохо написано, плохо сыграно, плохо снято, да и вообще ходить на российские фильмы в кино невозможно. Так вот: для меня «Серебряные коньки» — это российский фильм со знаком качества. Самого высокого качества. И я надеюсь, что подобных фильмов будет становиться больше. Не потому что их нет сейчас — а потому что чем больше, тем лучше.

Единственный момент, если вы вдруг польстились на рейтинг 6+ и собрались сводить на фильм своих детей, младших школьников: рейтинг немного занижен, в кадре есть пара не очень графичных, но всё же сцен насилия и даже секундная демонстрация обнажённой женской груди.
Текст: Митя Перепёлкина