Театр Маяковского

Здесь лежит каменщик Симон

Без счастья человек полумертв
В маленьком армянском городке Берде жил бедный каменщик по имени Симон (Алексей Дякин), который ничем не был примечателен — «немного хромой, немного рябой, местами плешивый», кроме одного — он любил женщин. А женщины любили его.

Но эта история не только о Симоне.
Спектакль начинается с предчувствия смерти: об этом мы узнаем из разговора Косой Вардануш (Елена Мольченко) с гробовщиком, на это намекают прогуливающиеся по улицам города старухи в вечном трауре. Даже декорации говорят об этом — деревянный короб напоминает не то старый домишко, не то гроб изнутри. Все знают: скоро кто-то умрет. На фоне этого ощущения нас знакомят с некоторыми жителями Берда: Вдóвой Сильвией (Дарья Повереннова), гуляющей с внуком, Элизой (Зоя Кайдановская), плачущей из-за скорого отъезда сыновей в Америку, и Софьей (Наталия Филиппова), перед которой каждый мужчина Берда падает на колени. Знакомимся мы и с Симоном — распутником и пьяницей. Весь Берд знает, что у Симона было много женщин, несмотря на то что он женат и у него трое сыновей. Его жена Меланья (Александра Ровенских), конечно же, знает о каждой из них — и из-за этого ссорится с супругом до битой посуды.
Но укоренившийся годами порядок Берда нарушает смерть: умирает Симон. И даже после смерти он заставляет Меланью терять терпение: мало того, что на похоронах вместо благородного траура ей приходится иметь дело с его любовницами, так у него еще и ужасно посинели уши — не помогает ни одна припарка!

На похороны, кроме любопытных бердцев, наперебой советующих, как снять синеву с ушей, приходят любовницы Симона. Четыре женщины, совершенно разные по внешности и по духу, кажется, не имеют ничего общего, кроме одного: отношения с Симоном открыли им чувство яркой, сильной любви. Для кого-то она была первой и самой чистой, как для Сусанны (Юлия Силаева), влюбившейся в Симона еще школьницей, для кого-то — страстной и яркой, как для Софьи, а для кого-то эта встреча стала отправной точкой для обретения любви к себе, как для Сильвии и Элизы.
Смерть Симона позволяет всем женщинам, окружавшим его, возможно, единственный раз в жизни рассказать о самой страшной, спрятанной в глубинах сердца боли. У каждой из них разная история: здесь и брак с изменниками, и обездоленность с самого детства, и жизнь с жестокими, опасными людьми. Прощаясь с Симоном, женщины впервые облекают в слова всю тяжесть их жизни. И пускай им уже не вернуть ни молодость, ни любовь, но, как Симон однажды сказал Элизе: «Отпусти всех — и живи!», так каждая из них наконец-то отпускает этот груз.
За женщинами наблюдает Косая Вардануш. Ребенок в теле взрослой женщины, в мире ей все были друзьями, и каждому она протягивала руку помощи в трудную минуту. Косая Вардануш — проводник между прошлым и настоящим и посредник между миром живых и мертвых. Каждую из любовниц Симона она провожает к гробу, где они открывают сердце. Вардануш позволяет открыть сердце и самому Симону — пускай лишь после смерти, но он признается в своем самом страшном пороке — трусости — и получает, возможно, самое долгожданное прощение. И Вардануш же за руку отводит Симона в загробный мир.
Несмотря на то, что спектакль о трагедии, в нем нет горестного надрыва, он трогательный и невероятно смешной. «Симон» — это история про нежность и сочувствие, про доброту и бескорыстие. Он о бесконечно сильных женщинах, проживших сложную, трудную жизнь, переживших предательства, совершавших ошибки, испытавших боль и обретших свое счастье. Он о прощении — не только других, но и себя.

И, конечно, он о самом светлом, необходимом каждому на свете — о любви.
Текст: Юлия Гурьянова
Фото: Сергей Петров