ГДЕ ТЕАТР

Спиритический сеанс с собой

Брошенные дети, оставленные собаки и отверженные обществом люди с самого дна
Как вековечная мать, земля принимала в свои объятия грешного сына и теплом, любовью и надеждой поила его страдающее сердце. А далеко в городе нестройно гудели веселые праздничные колокола.
— Леонид Андреев, «Гостинец»

В холодную и темную осеннюю пору, когда за окном лишь холодные ветра и дожди, душа жаждет чего-то потустороннего и завораживающего. «Сказочки не совсем для детей» от независимого театрального коллектива «ПРОЕКТ 13+2» обладают тем самым таинственным эффектом, что обволакивает слушателя страшных рассказов у костра. Взяв за основу рассказы «русского Эдгара По» и «певца ужасов» Леонида Андреева, Станислав Никольский и Никита Сидоров создали спектакль действительно мрачно-сказочный, совершенно точно не для детей.
Из светотени за туманной завесой возникают образы семи историй: «Цветок под ногою», «Петька на даче», «В Сабурове», «Валя», «Кусака», «Друг» и «Гостинец». И хотя по своему содержанию эти рассказы нельзя назвать самыми душераздирающими у Андреева, каждый из них оставляет после себя тоскливый привкус горечи и немного грустной надежды. Брошенные дети, оставленные собаки и отверженные обществом люди с самого дна — вот что в фокусе постановки. Текст остается неизменным, но чувство экзистенциального ужаса на грани безумия, вызываемое им, во многом усиливается и захватывает все внимание зрителя благодаря завораживающей игре актерского состава.
Тени кружатся вместе со светлячками в стекле, маленькие Юрий Михайлович и Валя становятся Петькой, Пармёном и Кусакой, мелькая в темном зале, словно духи, вызванные на спиритическом сеансе. Театр теней хоть и кажется простейшей формой сторителлинга, не становится менее сильным средством манипулирования подсознанием смотрящего. Для текстов Леонида Андреева, аппелирующих к эмоциям читателя на самом первобытном уровне, такой способ их воплощения становится лучшим передатчиком атмосферы мрачной хтони русского бытия.
Существо на дне, будь то самый бедный писатель, бездомная дворняга, вечный пропойца или глубоко одинокий ребенок, — у всех есть частичка света в руках, благодаря которой они могут рассказывать свои сказки и надеяться на то, что выйдут из этого белого занавеса в свет и уют. Туда, где сидят такие же несовершенные и, возможно, такие же несчастные люди, готовые разделить печаль персонажей и обнять друг друга после столкновения с жестокостью жизни. Чтобы сострадать и вновь почувствовать радость, порой просто необходимо заглянуть на периферию своего сознания. Теней не существует без света, как и театр без зрителя. А пока есть кому воплощать душевные стремления таких искусных авторов, как Андреев, есть кому на это смотреть и внимать красоте забытого и оставленного.
Текст: Ника Маккена
Фото: ГДЕ ТЕАТР