На расстоянии вытянутой руки
Спектакль выстраивает между зрителями и рассказчиками дистанцию. Да, кажется, что, только протяни руку — и почувствуешь сковывающий холод, услышишь шум разбивающихся о серые камни волн, сожмешь заледеневшую натруженную руку заключенных. Но повествование ведется отстраненно — не давая никаких морально-нравственных оценок, показывая ситуацию как можно более объективно, чтобы зритель мог сам решить — а что же было на самом деле? Видел ли Горький за теми декорациями, что ему показывали, настоящий Соловецкий лагерь? И что он написал на самом деле?
В спектакле почти нет декораций, а если и есть, то они, скорее, наглядное и метафорическое пособие к тому, о чем лучше получается рассказать. Все сконцентрировано вокруг текста и тех, кто является его голосами. И звучат они в разнообразных формах — монологах, песнях, воспоминаниях.
Нельзя сказать, что этот спектакль — рефлексия. Скорее, он подталкивает к ней, заставляет задуматься и, возможно, изучить эту историю глубже. Пройтись по экспозиции музея истории ГУЛАГа, вспомнить, узнать, изучить.