Театр «НИТИ»

Товарищ — враг человека

История идет по кругу, и человеческая глупость вкупе с жестокостью вечны
Человек любит играть в Бога, и это никогда не оборачивается ничем хорошим. Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце», выпущенная самиздатом в послереволюционной Москве в 1925 году, можно трактовать как абсолютный продукт своего времени — острую политическую сатиру, а также комментарий к антигуманистическим философским веяниям того времени. Парадоксально, но едкий язык и странный на первый взгляд сюжет остаются актуальными и в наше время. История идет по кругу, и человеческая глупость вкупе с жестокостью вечны — вот главный тезис, который берет за основу режиссер Вероника Мамонова в своей постановке.

Профессор Преображенский, доктор Франкенштейн нэповского разлива, в попытке создать совершенного человека совершает смелый эксперимент — пересаживает бездомному псу Шарику гипофиз и семенники умершего пьяницы и дебошира. Естественно, эксперимент идет не по плану, и новоиспеченный товарищ новорожденного Советского Союза начинает предъявлять свои права на квартиру профессора.
С первых минут спектакля зрители погружаются в атмосферу, созданную талантливой постановочной командой. Художник-постановщик Ксения Чермак создала сценическое пространство, которое органично вписывается в окружающую среду и одновременно отделяет зрителя прозрачной пленкой, как бы закрепляя за собой статус социального эксперимента. Мы смотрим на квартиру профессора Преображенского как на экспонат за стеклом в естественнонаучном музее. Зритель — и прохожий, и, возможно, бродячая собака вроде Шарика, и коммунистическое коллективное «я». Как и Шарик, мы можем подать голос, но только когда к нам обратятся другие товарищи со сцены. Как и бедная наивная собака, мы становимся участниками исследования, продолжающегося и вне театра. При всей искусственности окружающей нас обстановки квартира ощущается живой — накрыт стол, Зина услужливо наливает вкусно пахнущий борщ и нарезает Шарику краковской колбасы.

Благодаря работе художника по костюмам Екатерины Щуко, Филипп Филиппович и Иван Арнольдович выглядят действительно представительно, Швондер — угрожающе, а Зина и Шарик — органично живыми.
Интерпретация персонажей актерами, безусловно, отличается от традиционно устоявшихся образов, созданных советской экранизацией. Цзыся Су в роли Шарика и Полиграфа Полиграфовича Шарикова демонстрирует удивительную трансформацию, передавая внутренние противоречия своего персонажа. Его собака, а затем и человек — существо совершенно удивительное в своей изначальной невинности. Зина (Софья Пачколина) привнесла в спектакль легкость и юмор, но также нежность и сочувствие. Именно в ее глазах и голосе остается еще толика не холодного разума, а человечности. Алексей Артемов в роли Филиппа Филипповича Преображенского и Олег Денисов в роли Ивана Арнольдовича Борменталя создали убедительные образы учителя и ученика, слишком увлекшихся собственными играми с живым существом. Преображенский Артемова громок и резок в своем презрении к человечеству; он выше плебса и нового строя, что и губит его. Михаил Попов в роли Швондерa завершил ансамбль, добавив в спектакль прямолинейности и юмора с долей грустного осознания, что все мы знаем таких Швондеров.
«Собачье сердце» — это не просто адаптация известного произведения, а глубокое исследование человеческой природы, морали и ответственности. Спектакль ставит перед зрителями важные вопросы о том, что значит быть человеком, о границах научного эксперимента и последствиях вмешательства в природу. Постановка Вероники Мамоновой заставляет задуматься о том, насколько мы готовы принять на себя ответственность за свои действия и их последствия. При этом она говорит с нами вполне современным языком хоррор-шоу с элементами стендапа, песнями Вертинского и толикой рэпа, а также голливудскими эффектами слоу мо. Искусственная кровь течет, доктора безумствуют, собаки остаются жертвами экспериментов, как и зритель, которому это, кажется, по душе.
Текст: Ника Маккена
Фото: Светлана Амирханова