Театральный центр «На Страстном»

Просто в SOLO

Монолог длиною в жизнь
С 1 по 10 октября в Театральном центре «На Страстном» прошел пятнадцатый Международный фестиваль моноспектаклей SOLO. За десять дней на фестивале показали семнадцать спектаклей из двенадцати городов. Среди них есть и представители большой формы, и совершенно камерные, короткие проекты всевозможных жанров и направлений, что в очередной раз доказывает, как недооценены моноспектакли.

Команда БЕСА КУЛЬТУРЫ посетила далеко не все представленные на фестивале постановки, но с удовольствием расскажет о тех, которые нам посчастливилось увидеть!
«Когда же пойдет снег?»
Проект Алены Данченко (Вологда)

ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА

В жизни каждого человека есть такая полоса… даже не черная, а, скорее, по-осеннему ноябрьская. Когда под ногами жухлые листья вперемешку с грязью, с хмурого низкого неба, нависающего над головой, капает ледяная морось, по щекам хлещет пробирающий до костей ветер — и все одновременно. И тогда очень хочется, чтобы это все наконец закончилось и пошел снег.

Спектакль «Когда же пойдет снег?» по книге Дины Рубиной именно про это чувство, еще и помноженное на подростковый максимализм, первую влюбленность и стойкое ощущение потери. Главная героиня — Нина (Алена Данченко) — пытается одновременно понять и отринуть свалившуюся на ее голову реальность, торопит события, пытается ухватить все и сразу — стремится жить, пока живется. Она смелая, безрассудная и нелепая. И она уже очень сильно хочет, чтобы эта проклятая осень закончилась и наконец пошел снег.

Игра главной героини гипертрофирована и по-детски эмоциональна — к этому стоит привыкнуть, хоть на первых порах это и будет казаться неестественным. Но по ходу развития истории и персонажа эта непосредственность и легкая карикатурность слетает, как и маска с лица героини, обнажая юную и действительно очень ранимую душу. Картонный Борис, красный комбинезон, желтый берет, нелепые звонки — все это, как и чехарда событий и обид, в конце концов сменяется серым балахоном и становится неважным: за окном наконец идет снег.

Марго Сабилло
«Моя мать — секретарь ангела смерти»
Владимирский академический театр драмы (Владимир)

Я ПРОСТО ХОЧУ ЖИТЬ, МАМ

Раньше говорили, что есть всего две негласно запретные темы для показов на театральных фестивалях: Вторая мировая война и смертельные болезни. И хотя на моей памяти этот запрет никогда не работал, эти темы всегда на острие ножа, и то, насколько деликатно они будут поданы зрителю, зависит от театра и режиссера. В данном случае это было весьма осторожно и даже, насколько это возможно, ласково.

Жизнь Тами (Анна Лузгина) далека от идеала. Она знает, что была нежеланным ребенком, она знает, что ее никто никогда не любил: ни мать, ни отец, ни муж. Она выросла и прожила жизнь в страшных воспоминаниях родителей об Освенциме, ее всегда окружали только призраки прошлого и запреты: улыбаться, радоваться, жить обычной жизнью, без этого вечного траура и скорби.

Это история и о ней самой, и о матери, выжившей в концлагере только потому, что доктор Менгеле, тот самый Ангел смерти, сделал ее своим секретарем и, кажется, своими экспериментами выжег в ней не только все живое, но и саму душу. В ней больше нет любви ни к дочери, ни к уцелевшему миру.

Но, несмотря на все это, Тами хочет быть счастливой. Она просто хочет жить. Улыбаться, рисовать, есть абрикосы, носить самые красивые платья. Не быть простой секретаршей разлюбившего ее мужа, не скорбеть по нему, не жить по заветам умершей и никогда не любившей ее матери. И она будет.

Это исповедь человека, не заставшего войну, но ощутившего на себе ее последствия: война перемалывала людей, которые потом, неосознанно и отчаянно, ломали других, новых людей. Она непростая, но задевающая и страшная, потому что, дослушав ее, понимаешь: она одна из тысяч. А сколько еще таких?

Марго Сабилло
«Стивен Хокинг. Мир в ореховой скорлупе»
Кировский театр кукол имени А.Н.Афанасьева (Киров)

Ground control to major Tom


К миру точных наук театр обращается не часто. А если и обращается, то исключительно с кивком в сторону великих математиков, ум которых настолько уникален, что их женам сложно с ними жить (хотя для этого уникальный ум и не требуется). Стивен Хокинг выделяется в этом море математиков и шахматистов: его история и без любовной драмы похожа на остросюжетное кино. Это и «человек против общества», когда Хокингу приходилось сталкиваться с критикой его научных трудов, и «человек против себя», и «человек против машины», и «против природы», если подойти к вопросу фигурально, как и сделали в спектакле «Стивен Хокинг. Мир в ореховой скорлупе».

Сначала, когда на сцене висит только меловая доска, исписанная различными формулами и терминами, зритель может засомневаться, поймет ли он спектакль, не будет ли все затянуто и нудно. Не будет. Как только Стивен Хокинг, он же Егор Паншин, стирает все формулы с доски, а на фоне начинает играть музыка шестидесятых, сомнений не остается. Это один из самых уютных камерных моноспектаклей, который можно себе представить. В гармонии выступает все: и куклы, и декорации, и свет. А актер, словно дирижер, насыщает жизнью этот оркестр.

Стивен Хокинг — историческая фигура, которая вдохновляет сама по себе, но когда в конце спектакля маленький кукольный астронавт взлетает и парит вокруг черной дыры под песню «Space Oddity» Дэвида Боуи, ты понимаешь цитату из начала спектакля так, как никогда раньше. «Перспектива рано умереть заставила меня понять, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить».

Аврора Акопян

«Спасти камер-юнкера Пушкина»
Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана (Йошкар-Ола)

«Пушкина я возненавидел еще в детстве»

«Солнце русской поэзии», «Наше все», великий русский поэт… А готовы ли вы взглянуть на Александра Сергеевича с непривычного ракурса? С ракурса простого, как мы с вами, человека — Миши Питунина (Павел Ефимов), для которого Пушкин стал виновником всех неудач на жизненном пути.

Одна из самых популярных пьес последнего десятилетия, «Спасти камер-юнкера Пушкина» ставилась во многих российских театрах. В случае режиссера Алексея Ямаева это моноспектакль, где искренний, ностальгический рассказ главного героя обращен к зрителю. При этом артисту предоставлена возможность для ярких перевоплощений в героев воспоминаний Питунина: комичные образы появляются на экране и ведут диалог с невезучим парнем. Навязчивый образ поэта заставляет Питунина в кризисный период жизни загореться идеей спасти великого классика, реконструируя трагические события.

Сцена театра усеяна рукописями, многотомными изданиями; словно на ветру разлетаются и тут же застывают во времени вырванные книжные страницы. В этом ирреальном пространстве навсегда останутся обычный ленинградский мальчик Миша, так сильно ненавидящий А. Пушкина, и Михаил Питунин, совершивший такой нужный ему самому подвиг.

Аполлинария Захаренко

«Крейцерова соната»
Арт-студия Олега Ринге (Тольятти)

О дивный мужской мир!


Приглушенный мягкий свет заполняет уютное купе летящего вдаль поезда. За окошком взору предстают умиротворяющие пейзажи русской равнины. А перестук рельс и шпал убаюкивает, словно детская колыбельная. Только можно ли спать, когда на сердце тяжелым грузом висит страшное злодеяние?

Пассажир, мечущийся из угла в угол вагона, и наш с вами попутчик на следующие 75 минут — не кто иной, как Позднышев, герой скандальной повести Льва Толстого «Крейцерова соната», убивший в порыве ревности собственную жену. Казалось, самый нравоучительный и даже пропагандистский текст писателя, противоречащий не только современной этике, но и воззрениям его ближайшего окружения, априори не может обрести свежее звучание на театральной сцене. Но режиссер Олег Ринге (и по совместительству исполнитель роли супруга-убийцы) делает попытку снизить градус сексистских рассуждений, сократив первоисточник до тезисного изложения философии автора, и обратить внимание зрителя, в первую очередь, на трагедию одной конкретной семьи. Форма моноспектакля усиливает эффект исповеди героя; и если суд юридический Позднышев выиграл, то человеческий же состоится здесь, на сцене.

Аполлинария Захаренко

«Москва — Петушки»
Калужский областной театр (Калуга)

Особенности национальной интеллигенции

Отныне, когда кто-то будет важно говорить: «В провинции нет хороших спектаклей», отвечайте тремя словами: «Калужский областной театр». Моноспектакль Андрея Соловьева «Москва — Петушки» под руководством режиссера Сергея Вихрева ставит жирную точку в дискуссии о том, что в провинции нет хорошей режиссуры или актерской игры.

Это произведение конца прошлого века актуально сейчас как никогда. На сцену «Москва — Петушки» перенесены эпизодично, но ярко. Трагедия советской интеллигенции в сочетании внутренней глубины, где люди спокойно цитируют классиков, и внешней пустоты. Крах в системе трудоустройства, политическая неопределенность и высокие цены на полках магазинов создают героя-резонера своего времени. Веня чтит в равной степени Бога и дешевый алкоголь. Этим он закрывает пожирающую бездну внутри и старается в глубину не смотреть. Иначе, как говорил один человек, «бездна начнет всматриваться в тебя».

Спектакль «Москва — Петушки», безусловно, сделан очень талантливо и со вкусом. Зрители смеются в зале со слов Венечки, но хочется добавить от себя по-гоголевски: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..».

Алевтина Сорокина

Текст: Марго Сабилло, Аврора Акопян, Аполлинария Захаренко, Алевтина Сорокина
Фото: сайт фестиваля