КИНО

СССР-трис

Угрозы, прослушка, танки, Ленин и погони – неотъемлемая часть образа жизни в СССР для западного зрителя, для российской аудитории воспринимается как оскорбительная «клюква»
«У хороших идей нет границ», – так говорит герой Тэрона Эджертона, и, на самом деле, экранизация одной из самых безумных историй создания игры в мире звучит как одна из таких идей.

Шпионские страсти вокруг покупки прав на различные версии Тетриса у советских властей сами по себе звучат довольно захватывающе. В руках британской съемочной команды во главе с режиссером «Грязи» Джоном С. Бейрдом и продюсером Мэттью Воном («Kingsman», «Пипец», «Люди Икс: Первый класс») сюжет приобретает форму комикса, уподобляющегося формату 8-битных игр. Кстати, анимации-вставки между сценами, сообщающие зрителю, какой сейчас год или в какой город направился Хэнк Роджерс, так раздражающие многих, в итоге служат самым большим маркером стиля и атмосферы фильма.
Те, кто ждет классический серьезный триллер о переговорах между советской «Электрооргтехникой» и капиталистическими игровыми компаниями, несомненно, разочаруются. Это совсем не байопик, и документального изложения событий не стоит ожидать. Происходящее на экране сильно напоминает другой продюсерский проект Мэттью Вона – «Эдди "Орел"», в котором такой же мечтательный, но более наивный Эджертон с ужасными усами пытается стать чемпионом на Олимпийских играх.

Мир «Тетриса» – игра на ностальгии выросших миллениалов и стареющих бумеров, и с каждым новым уровнем повествование становится все абсурднее. В самом начале, когда мы только погружаемся в процесс, переговоры с Nintendo, жизнь Токио и деловые звонки кажутся частью реальности. Как только Хэнк приезжает в Москву, уровень драматизации достигает высот карикатуры на Советский Союз в фильме «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером.
В альтернативной перестроечной Москве нет цвета, кроме серого и красного, каждый третий «товарищ» – шпион и работает на КГБ, а бедные жители грязные, голодные и бесправные. Но все простительно, ведь это же ирония (в какой-то степени). Здесь собраны все стереотипы о русских: «Мы холодные и темные снаружи, но романтичные и одухотворенные внутри», – как говорит в одной сцене Никита Ефремов, играющий Алексея Пажитнова, создателя культовой игры.

В отличие от настоящего Алексея, Пажитнов Ефремова говорит с гораздо меньшим акцентом, да и выглядит более серьезным и запуганным. Во многом очарование фильма заключается в актерском тандеме Эджертона и Ефремова – за развитием их дружбы интереснее всего наблюдать.
За «злодейских» товарищей из ЦК отвечают герои Игоря Грабузова и Софьи Лебедевой, которые в конечном итоге оказываются карикатурнее настоящих злодеев – миллиардеров Максвеллов, пытающихся заработать на «наивных» коммунистах. Порой никак не понять – это комедия, триллер или шпионская драма, поэтому и персонажи перетекают из одного архетипа в другой со скоростью прохождения уровней в Тетрисе.

Приятным бонусом для российской аудитории станет камео Дмитрия Шаракоиса (того самого Левина из «Интернов»).
Саундтрек фильма также на высоте: здесь можно услышать и каверы на хиты 80-х от российско-американской певицы POLINA, и новинку от k-pop группы Aespa, и всеми любимые песни классического брит-поп коллектива Pet Shop Boys.

Угрозы, прослушка, танки, Ленин и погони – неотъемлемая часть образа жизни в СССР для западного зрителя, для российской аудитории воспринимается как оскорбительная «клюква». В эпоху метамодернизма, когда одни стереотипы стали частью культурного кода, а другие, как в «Тетрисе» – эффектной сатирой, остается только посмеяться над этими образами и не воспринимать все так серьезно. Ведь это все игра, и уровни совсем не такие, как в настоящей жизни.
Текст: Ника Маккена
Фото: Кинопоиск, Кино-театр.ру