Театр.doc

Экстремальный «Тиндер»

Кажется, у вас произошел мэтч!
Наверное, у каждой современной девушки есть история, связанная с сайтом знакомств, которую она рассказывает подружкам с ностальгическим смехом. Однако есть и те женщины, жизнь которых круто изменил профиль в «Тиндере». Цифровая любовь — не миф и не шутка, а реальность, которой живут многие. Иногда она действительно приносит счастье, но чаще становится сладкой ловушкой для мечтательных пользователей дейтинговых сервисов. Главная героиня спектакля «Ставангер» Юлии Шульевой и Веры Дровениковой как раз оказалась в ситуации, где реальность и мечта сплелись в опасном лабиринте соцсетей.
Главная героиня постановки Ирина (Вера Дровеникова) к 35 годам совершенно погрязла в так называемой «бытовухе». Амбиции, не совпавшие с реальностью, каждый день рвутся наружу. Романтика в отношениях с мужем (Иван Федотов) закончилась много лет назад, завести с ним ребенка не выходит и уже вряд ли выйдет, а на работе начальник (Сергей Анненков) ни во что не ставит героиню. Загадочный норвежец Отто из Тиндера (Андрей Кондратьев) становится для нее глотком свежего воздуха в этой душной повседневности. Он говорит красивыми фразами, клянется в вечной любви и зовет к себе, в сказочный Ставангер. Постоянно нервная и полная сомнений Ирина сначала ведет двойную жизнь, а потом принимает его приглашение и летит по рабочей визе навстречу мечте.
Театр.doc славится своими документальными спектаклями. Хоть «Ставангер» и основан на пьесе Марии Крапивиной, а не на интервью или хрониках, он органично смотрится в репертуаре театра. История очень живая и полная проблем: проблема эмиграции, проблема поиска себя, проблема вечного стремления к недосягаемому счастью. Здесь легко найти тему, волнующую именно тебя, а после этого сопереживать и остальному. Все герои колоритные и независимые друг от друга. Создается ощущение, что после окончания спектакля они продолжают жить ровно так же, как жили до его начала. Здесь собраны самые разные типажи: норвежец Отто — «не такой, как все» парень, начальник — консервативный скуф, а муж главной героини Андрей похож на того самого «простого» мужика из российских сериалов.
Пьеса полна юмора. Есть и шутки из уст самих героев, и откровенно смешные ситуации, в которые они попадают, и те моменты, в которые смеяться можно только сквозь слезы. Отдельным пластом юмора выделяются шутки про имя Ирины (автор текста, как одна из Ирин, оценила их оригинальность). Постановка довольно простая, с минимумом декораций, однако все ее возможности грамотно используются. Мизансцена периодически делится освещением на две части: реальный мир и воспоминания героини. Так как события показаны через призму ее восприятия, отталкивающая Норвегия под белым прожектором контрастирует с уютными воспоминаниями о муже, залитыми теплым светом. Вверху субтитрами указывается место, в котором сцена происходит, и мелкие подробности восприятия, как запах или шум. Получается своеобразный 4D кинотеатр, в котором спецэффекты дорисовывает воображение зрителя.
Нельзя ничего не сказать про замечательную игру актеров. Вера Дровенникова будто еще раз проживает на сцене свою личную историю, а постепенная трансформация роли Андрея Кондратьева из загадочного незнакомца в опасного психопата завораживает. Настораживающие кусочки личности Отто складываются в паззл только под конец, но чувство тревоги не покидает почти с самого начала. В общем, «Ставангер» — это та постановка, на которую не жалко сходить даже в майскую метель.
Текст: Ирина Адаменко
Фото: Театр.doc