Театр на Таганке

Ах, эта свадьба пела и плясала

Мишаня, а нахрена ты женишься?
Спектакль «Свадьба» — один из тех, который сначала видится простоватой комедийной романтической историей с толикой необходимой мелодрамы, а потом оказывается настоящей социальной рефлексией.

В первую очередь «Свадьба» — это история о любви. Отношения Тани Симаковой (Евгения Мугайских) и Миши Крапивина (Кирилл Янчевский) — это одновременно самое важное, что есть в спектакле, и вместе с этим — то, что никогда не было на первом месте. События, развивающиеся вокруг них, как будто и вовсе не затрагивают несущую конструкцию под названием «первая любовь». Их история начинается с детства, когда в третьем классе Миша должен был пригласить Таню на танец, а вместо этого упал в обморок. Прошло много лет — оба успели вырасти и безвозвратно расстаться: Таня уехала в Москву работать манекенщицей, а Миша остался в родном городе. Казалось бы, все это уже давно в прошлом, но Таня вдруг вернулась домой и вверила свою судьбу монетке: решка — возвращается обратно в Москву, орел — выходит замуж за первую любовь и остается.
Город Сланцы, в котором происходит действие спектакля — калейдоскопическое смешение культуры нулевых, тенденций десятых и трендов последних лет. В нем умещаются советские плакаты, работающий во всех областях культуры и искусства единственный ДК, вечно пьяные друзья главного героя и бдительные пенсионеры в окошках, яркие колготки из двухтысячных и недавно выступавший в городе NILETTO — все это создает симулякр, который одновременно похож на все маленькие городки и ни на один из них. Узнавание рождает чувства: где-то ностальгические светлые, а где-то — противоречивые и тревожащие, будто мы взглянули на город глазами Тани, которая так старалась оттуда сбежать, что вернулась.
Долгое время никто не знает причин появления Тани в Сланцах, но с ее возвращением в городе начинает стремительно бурлить жизнь. Происходит событие — Таня Симакова выходит замуж за Мишу Крапивина! Теперь все подчинено подготовке к такому событию: отец Миши (Александр Резалин) собирает со всего города деньги и продумывает план вечера, Таня вместе с подружками примеряет платье, а Миша с друзьями и бутылкой водки ищет подарок будущей жене. Но вот незадача — последние деньги на подарок он оставил другу-пьянице Гаркуше (Роман Колотухин), который в то же мгновение их благополучно пропил.
Эта комедия граничит с отчаянием: со смехом соседствует безденежье, алкоголизм, дисфункциональные семьи и ошибки. Измены и подлоги, обиды и попросту человеческие глупости — все это сопровождает спешную подготовку к свадьбе, которая, как метко выражается отец Миши, должна быть «как у всех». И свадьба «как у всех» перерастает в детективную историю с украденными сережками, изменами, полицейским шантажом, попытками избавиться от влиятельного бывшего Тани Симаковой и ее неожиданно обнаружившимся в детском доме ребенком. Но весь этот невероятный водоворот, происходящий в день бракосочетания, уже не кажется смешным: сколько всего можно было избежать, будь кто-то умнее, трезвее, честнее, найди в себе силы попросту поговорить. Да и рыцарские подвиги подшофе на фоне беспросветной бедности запертых в городе одиноких людей скорее заставляют сердце с грустью сжиматься, чем искренне радоваться за молодых: а будут ли они действительно счастливы в браке?
Зрителю оставляют надежду: она выражается в ребенке Тани и Миши, в прощении пьяницы Гаркуши, в том, что все жители этого города — семья, а в семью принимают всех. Да, эта история про любовь — разную. Чистую детскую, самую сильную первую, безусловную родительскую, настоящую дружескую и жестокую зависимую, которая и не любовь вовсе, а только страдание. Но пока в этой семье есть место искренней настоящей любви, то, возможно, и такой новой ячейке общества удастся обрести счастье.
Текст: Юлия Гурьянова
Фото: Мария Ямпольская