ТРАГИКОМЕДИЯ В ТРЁХ АКТАХ
как начать жить ради театра и не умереть
О сложностях поступления на творческие специальности и атмосфере обучения на них от первого лица
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
— Расскажите о себе. В каком университете, на какой специальности и на каком курсе вы учитесь? В чем особенности вашей специальности?

Полина Ратова
«Продюсер»
Меня зовут Полина Ратова. Я из Мурманска, сейчас живу в Питере и учусь в Институте кино и телевидения на специальности «Продюсер» (пока что просто продюсер, потом нас будут делить — лично мне ближе суета съемочной площадки). Учусь я на первом курсе. В чем особенность моей специальности? Продюсер — это человек, про которого все думают, что у него просто есть деньги, а на самом деле, у него есть деньги, связи, люди, еще и творческий потенциал, и поставленный голос, конечно же.

Денис Ивахненко
«Артист эстрады и саунд-драмы»
Меня зовут Денис Ивахненко, мне восемнадцать лет. В этом году я поступил в ГИТИС на специальность «Артист эстрады и саунд-драмы», учусь на первом курсе в мастерской Елены Юрьевны Шаниной.

С января (после Нового года) наш факультет эстрады в Москве прекращает свое существование, он выйдет на новый уровень и будет называться факультетом саунд-драмы. Уже сейчас мы учимся по этой технологии. В чем особенность моего факультета? В том, что артист саунд-драмы — это синтетический артист, три в одном: актер, певец и хореограф. Поэтому у нас большой набор дисциплин: есть и сольфеджио, и пантомима, и индивидуальный вокал.

Полина Ухова
«Педагог актёрского мастерства»
Я Полина, мне 20 лет и через полгода я заканчиваю первое высшее образование.

Сейчас я учусь на 4-ом курсе в Институте музыки, театра и хореографии при РГПУ им. Герцена по специальности «Художественное образование в области театрального искусства».

Да, это тот самый случай симбиоза — на протяжении студенчества я занимаюсь любимым делом: прокачиваю (испытываю! узнаю! открываю!) себя в профессии, а по диплому буду педагогом актерского мастерства.

Катерина Масютина
«Художник театра и кино»
Меня зовут Катерина, мне 20 лет, я учусь на третьем курсе Школы дизайна НИУ ВШЭ на специальности «Художник театра и кино». В начале этого года наше направление, правда, переименовали в «Театр и перформанс», но по сути смена названия программы ничего не поменяла… Я учусь в очень странном месте, на самом деле, потому что вышка – это совсем не театральный вуз. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, то, что мы делаем в процессе обучения, часто выглядит для студентов других направлений как что-то ужасно интересное и немного безумное. Чувствуется некая сепарация нашего направления от всего института. К тому же нас очень мало, восемь человек, — эта специальность не пользуется популярностью в Школе дизайна, сюда идут только те, кто очень хочет… Или кто не знает, куда пойти.

А с другой стороны, из-за того, что в Школе дизайна так много нетеатральных направлений, становится возможной синергия очень широкого спектра. Ты можешь работать с ребятами с моды, саундарта, геймдизайна… Это интересно и дает тебе возможность получить широкий профиль не только театральных задач, в которых ты ориентируешься.

Сам процесс обучения у нас тоже не такой, как в чисто театральных вузах.

Нас никто не учит рисовать, договариваться с театрами, рассчитывать какие-то технологически важные штуки. У нас кураторская и практико-ориентированная система обучения, мы постоянно что-то придумываем и сразу делаем. Но если научиться за четыре года в этом странном месте постоянно делать то, что ты не знаешь, как делать, то тебе все будет по плечу.
— Сомневались ли вы во время поступления, не было ли у вас желания выбрать более «простой» вариант? Были ли запасные факультеты, или вы метили только сюда?

Денис Ивахненко
«АРТИСТ ЭСТРАДЫ И САУНД-ДРАМЫ»
Я видел себя только в профессии актера, больше всего хотел на факультет эстрады, но боялся сюда идти, казалось, что вообще шансов не будет. Но карты сошлись, судьба была на моей стороне.

Конечно же, я в какой-то степени сомневался в себе, в своих силах, потому что все вокруг, безусловно, талантливые. Кроме того, на шансы поступить влияет не только талант, но и типаж, какой мастер захочет видеть на курсе. Да, было обидно, когда я слетел в золотой пятерке вузов в конкурсе на артиста драматического театра, но я верил в свои силы и старался не опускать руки, когда мне говорили на третьих турах: «Нет, ты не проходишь».

Полина Ухова
«ПЕДАГОГ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Это было единственное учебное заведение, в которое я поступала. Так получилось.

Незадолго до ЕГЭ я прилетела в Петербург на спектакль и, гуляя по Невскому, увидела объявления о наборе на эту специальность. Тут-то все и встало на свои места.
— Как проходили отборочные испытания? Какое самое большое впечатление они у вас оставили?

Полина Ухова
«ПЕДАГОГ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Отборочные испытания, как и в театральных вузах страны, проходили в несколько этапов. На предварительном туре-консультации мы читали программу (стихотворение, басня, проза). Естественно, это были те произведения, в которых мы (я) были больше всего уверены и которые к первому туру наш мастер (хитрец!) попросил полностью поменять. На втором туре проверяли нашу пластичность и музыкальность, мы пели и танцевали. На каждом из этапов абитуриентов отсеивали, а по результатам второго тура (нас стало существенно меньше) распределили на отрывки.

Если вспомнить первое впечатление... Хм! Первое и безошибочное: когда на консультации я впервые увидела своего мастера, то подумала, что он напоминает мне белого медведя из рекламы Coca-Cola. Первое, что я сказала, выйдя с консультации: я хочу у него учиться.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Совпали ли ваши ожидания от университета с реальностью?

Денис Ивахненко
«АРТИСТ ЭСТРАДЫ И САУНД-ДРАМЫ»
Мои ожидания от ГИТИСа на сто процентов совпали с реальностью, я сразу понимал, куда иду. Я знал, что спать мы будем мало, пахать будем много, но я кайфую здесь, серьезно. Мне безумно нравится, что у нас еще есть индивидуальный вокал, мне очень интересно. И в принципе это мое.

Катерина Масютина
«Художник театра и кино»
Я шла в институт без особых ожиданий. Я вообще не знала, кто такой художник театра. Это тот очень редкий счастливый случай, когда человек в отчаянии тыкает пальцем в небо и попадает… Поэтому мной все воспринимается как дар, как невероятный подарок. Даже когда я чем-то недовольна в институте, я думаю: йоу, этого могло бы не быть. Я вообще могла бы не узнать о существовании мира театральных художников. Чего вообще можно ожидать от института? Это какой-то очень сложный вопрос. Наверное, реализации своих амбиций… Мне кажется, лучше ничего не ожидать вообще, тогда любой новый поворот воспринимается тобой не как подтверждение твоих ожиданий или разочарование, а как открытие. Вау! И так может быть! Классно. Круто. Замечательно.
Поступить на театральную специальность очень сложно — это миф или реальность?

Полина Ратова
«ПРОДЮСЕР»
На театральную специальность поступить очень сложно. Я сама поступала на актрису, но вовремя остановилась, поняла, что я не хочу быть зависимой. Иногда не помогают даже семейные связи, и это всегда огромные нервы, ты приходишь на бесконечные туры на нервах, у тебя трясутся руки. Иногда поступают люди, которые, казалось бы, никогда не поступят, иногда не поступают те, кто, казалось бы, поступит точно.
— Есть ли внутри университета атмосфера конкуренции? Тяжело ли много времени находиться в среде, где вам необходимо постоянно соревноваться с окружающими? Как вы себя ощущаете?

Полина Ратова
«ПРОДЮСЕР»
Мне не очень тяжело, потому что атмосфера не такая нагнетающая, народ тут очень дружелюбный. Все стараются быть очень открытыми, потому что все понимают, что чем больше у тебя связей и хороших знакомых, тем лучше может сложиться твоя судьба в будущем.

Я себя ощущаю довольно комфортно, даже на первом курсе. В принципе, у меня ощущение, будто бы я здесь училась уже года два, три, и продюсеры в принципе не чувствуют особой конкуренции, не давят друг на друга.

Катерина Масютина
«Художник театра и кино»
В Школе дизайна ужасная атмосфера конкуренции. Но у нас это во многом вызвано системой скидок на обучение, базирующейся на рейтинге студентов, некоторые готовы глотки перегрызть за место повыше в рейтинге. Благо, я учусь с другими ребятами — хорошими… В первый год эта атмосфера меня за собой утянула, я была одержима тем, чтобы стать лучше всех, но это важно контролировать. Зачем тебе быть лучше всех? Что это вообще значит? Есть, конечно, и чисто человеческая конкуренция, соревновательный момент. Но опять же — не стоит до слюны, брызжущей изо рта, доказывать кому-то, что ты самый классный, если на следующей неделе ты будешь пить пиво все с теми же людьми, которым это доказывал. Вы все классные. Нужно приручать свои невероятные амбиции и воспринимать соревновательный аспект обучения как игру, в которую ты играешь со своими товарищами и друзьями. Нельзя это близко к сердцу воспринимать, иначе просто сожрешь себя сам.
— Насколько сильно пандемия повлияла на организацию учебного процесса? Как выглядит ваша учеба по время коронавируса?

Полина Ухова
«ПЕДАГОГ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Ох, этот период — ножом по сердцу. Я глубоко убеждена: и речи идти не может о том, чтобы учиться и учить актерскому мастерству, театру, профессии через монитор. Это живой процесс — невозможно внимать, не видя живых глаз, не слыша живого голоса, не дыша одним делом с курсом, мастером и педагогами.

Поскольку мы играем спектакли с 1-го курса (а пандемия застала нас на 2-ом и 3-ем), то у нашей мастерской уже был свой зритель, добрый, понимающий и сочувствующий. Мы организовали донейшн и в пандемию независимо от вуза снимали залы, а наши педагоги безвозмездно приходили и занимались с нами очно несмотря на дистанционный формат.

Катерина Масютина
«Художник театра и кино»
Коронавирус — это жопа для обучения. Все ушло в онлайн. Как вы себе представляете, чтобы художники, которым нужны мастерские, работали в онлайне? Как сдавать экзамены? На время пандемии наши комнаты дома превращались в мастерские, а все, для чего необходимо было специальное оборудование, пришлось делать только в качестве проекта. Это ужасно расстроило. Это забрало очень много времени и оставило много классных технологий неизученными. Но, к счастью, администрация понимает, что нам учиться в онлайне совсем плохо, поэтому нас стараются выпускать со всех необходимых карантинов как можно раньше остальных.
— Есть ли какие-то лайфхаки, методы, практики, которые каждый день помогают вам чувствовать себя свободно на сцене, раскрепоститься, не стесняться? Или для вас это врожденное?

Денис Ивахненко
«АРТИСТ ЭСТРАДЫ И САУНД-ДРАМЫ»
Я с самого раннего детства занимался музыкой: вокалом, сольфеджио, игрой на фортепиано, игрой на гитаре, рано пошел на театральные занятия. Сначала ходил в городской театр «Артишок», в шестом классе прошел кастинг в Воронеже в студию театрального развития К. Хабенского, где прошел полный курс обучения, также снимался в пятом классе в воронежском «Ералаше». Классу к девятому я точно понял, что хочу заниматься творчеством, это было мне интересно, у меня были какие-то задатки еще с детства. Но тем не менее мне кажется, что все можно развить: и слух, и актерские данные!

Одним лайфхаком с учебы поделюсь. Наш педагог по актерскому мастерству Екатерина Владимировна Вербич сказала: «Вы знаете, почему вы волновались, боялись, когда вы проходили вступительные испытания, туры, потом конкурс? Потому что вы зацикливались на том, как вы это делаете: как я сейчас пою, как я сейчас прочитаю, как мне понравиться педагогам. Нельзя задавать вопрос как, нужно задавать вопрос что. Что я сейчас сделаю, чтобы меня взяли, что я сейчас спою?»
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
— Каким вы видите свое будущее? Нет ли страха не реализоваться, не работать по специальности? Если есть, что помогает с ним справляться?

Полина Ратова
«ПРОДЮСЕР»
Страх не работать по специальности есть всегда, потому что мне моя специальность очень нравится. Я вроде понимаю, что я найду себя в чем-то другом, но, если это будет «Макдоналдс», я, конечно, очень расстроюсь. Свое будущее я вижу очень богатым и суетным, потому что любое творчество — это всегда суета.

Со страхом не работать по профессии помогает справляться отсутствие мыслей о том, что я не буду работать по профессии. Меня утешает то, что я довольно мобильная и многофункциональная.
— Пожалуйста, дайте напутствие тем, кто будет поступать в театральные вузы в этом году.

Денис Ивахненко
«АРТИСТ ЭСТРАДЫ И САУНД-ДРАМЫ»
Горите. Горите желанием, прикладывайте как можно больше усилий. Вера, труд и пот — это то, что поможет поступить. Просто нужно стремиться, ставить перед собой четкую цель и идти к ней, прикладывать много усилий, и тогда все получится. Верьте в себя и верьте в свои силы!

Полина Ратова
«ПРОДЮСЕР»
Напутствие для тех безумцев, которые решили поступать в театральный вуз в этом году: ребята, если вы решили это спонтанно, то подумайте еще раз, потому что театром надо жить, театром надо гореть, в театре важно понимать, что вы зависимы, вы не свободны, вы себе не принадлежите, вы принадлежите мастеру, режиссеру, продюсеру, кому угодно, кроме вас самих, и если это не про вас, то, пожалуйста, не идите туда. Еще помните, что очень, очень важно быть с собой на вступительных испытаниях: если у вас неудобное платье — не надевайте его, если у вас неудобные туфли — читайте без туфель. И, конечно же, удачи, сил, побольше читайте, смотрите фильмы и читайте на них рецензии, это всегда помогает. Чем больше вы знаете теории, тем легче вам поступить куда-либо.

Катерина Масютина
«Художник театра и кино»
Ты поступишь туда, куда тебе надо поступить. Не стоит зацикливаться на золотой пятерке театральных вузов, на мастере и даже на специальности. Путей очень много, и едва ли ты можешь предсказать свой путь в 17-18 лет, серьезно. Как говорится, more espresso, less depresso. Расслабься и делай то, что тебе нравится делать (очень усердно и с любовью). И все будет. Надо беречь свои нервы. И поменьше ждать. И побольше делать, удивляться всему и благодарить за все. Еще нарасстраиваешься, а поступление не стоит ни расшатанной ЦНС, ни больной психики. Кайфуй, работай и не ломись в закрытые двери. Вроде, все.

Полина Ухова
«ПЕДАГОГ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Пусть все будет по любви! Если это так, то ничего не сможет вас напугать!
Разговаривала Маша Дорофеева
#БЕС_ТОЛКУ
Мы поговорили с Евой Кичелюк, студенткой факультета эстрады в РГИСИ, мы обсудили особенности поступления в театральные университеты, сложности, с которыми ей пришлось столкнуться, больше узнали о том, каково учиться на творческой специальности. Кроме того, мы поговорили о роли Евы в кино, учебе по время пандемии и встрече с Данилой Козловским.

Волшебный ЖМЯК, чтобы послушать!