ТЕАТР ИМ. ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА

ПОСЛЕДНИЙ СОН УТОЧКИ

И грустно, и красиво... И светло?
Благодаря руководству Римаса Туминаса в театре имени Вахтангова была исполнена мечта самого Евгения Вахтангова, – триединство театральных поколений – при театре появилась студия! Студийцы, а впоследствии стажеры, набираются из выпусков ТИ им. Щукина и в основных репертуарных спектаклях играют второстепенные роли. В стенах же небольшой, камерной и уютной сцены они пробуют брать и лидирующие.
Раньше место студии было общежитием, в котором жили актеры-вахтанговцы. Интерьер полностью переделан под стать основному историческому зданию, однако в стенах чувствуется неповторимая, та самая Вахтанговская, домашняя атмосфера! Новый сезон заявлен крайне продуктивным, а начал череду премьер молодой режиссер Владислав Тутак с постановкой «Последний сон уточки». Основная специализация Тутака – кукольный театр, поэтому и драматическим актерам он предложил принять вызов и попробовать совместить знакомую им работу с вождением марионеток. Точечно введенные партии артистов из папье-маше создали сказочную, милую, но вместе с этим по-прежнему серьезную, тяжелую и важную историю.
По приходе в зал зрители тут же видят аскетичную картину – повернутые спиной герои и метроном посередине сцены. Заданный с самого начала тон будет сохраняться вплоть до конца спектакля. И, возможно, еще какое-то время после него. Повествование движут четыре главные фигуры – Странник, ставший рассказчиком этой сказки, Смерть, всегда ходящая у него под боком, и две куклы: Уточка, наивная и по-детски влюбленная в жизнь, и вновь Смерть, в противовес статной, красивой, облаченной в черную вуаль актрисе, худая дама, одетая в белое плиссированное платье. Странник рассуждает о смерти, пытаясь успокоить, убедить в ее благодетели то ли зрителей, то ли самого себя. Далеко не всегда у него получается, ведь примером он выбрал невинную, светлокрылую уточку, которая не была знакома с самим концептом смерти. Жизнь птицы скучна, однообразна и, выражаясь грубо, никчемна, но она ее искренне и беззаветно любит. Уточка любит свой пруд, лес, небо над головой и слепящее, оранжевое солнце. Когда смерть сообщает о том, что ее время подходит к концу, уточка не может принять такую участь. С этого момента Странник в своих речах начинает раскрывать тему стадий принятия. По проверенной, уже успевшей стать вечной системе мы проходим отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, видим принятие. Уточка проживает совершенно непримечательные моменты, но у зрителей они вызывают трепет и слезы, ведь мы понимаем, что проживает она их в последний раз.
К работе с артистами, даже с начинающими, в театре имени Вахтангова относятся с особым вниманием. Молодых стажеров пестуют, помогают проявить себя и воспользоваться своими талантами. В спектакле актеры произносят речи, напевают мелодии, управляют и своей жестикуляцией, и кукольной с видимой легкостью, так, словно за этим не стоят часы, месяцы и годы профессионального развития. Четко поставленная, бодрая, гибкая речь недавних студентов – услада для зрительского слуха!
Подбор актеров на роли безупречен. Странник, воплощенный на сцене Кареном Овеяном, загадочен, эхо его глубокого, полнозвучного голоса восхищает, интригует и пугает. Смерть, неизменную и постоянную величину, исполнили Каролина Койцан и Полина Бондарь: одна – создав неотразимый, безупречный, женственный образ, а вторая – подарив существование и голос кукле. Их героини неотделимы друг от друга, однако в истории занимают едва ли не противоположные роли. Несущая вечный траур актриса представляет уверенную, смиренную смерть, которой сложно проникнуться мирскими чувствами. Белоснежная кукла же сочувствует, сожалеет и страдает от душевных истязаний уточки. Этой смерти хочется тепла, она не терпит холод и сырость.
Особенно очаровательно вышла сама Уточка, сыгранная Эюбом Фараджевым. Сначала можно принять главную героиню за птенца, ее интонации комично детские, кукольно округлые, но именно в этом и заключается суть ее психологического уклада. Бытует мнение, что пожилые люди – большие дети, им также требуется помощь, им также нужно изучать новый мир, им также приходится задавать вопрос, что же такое смерть. Жажда жизни, желание ухватиться за последнюю надежду – это детское начало в человеке, бесхитростное и чистосердечное. Уточка переживает, что будет с любимым прудом, когда ее не станет, пытается обмануть смерть и клянется, что плохой сон ничего не значит. Тихо, лишь отрицательным покачиванием головы обратное заявляют «тень» Уточки, Виталий Иванов, и служители Смерти, Сергей Барышев, Семен Арзуманов и Клим Кудашкин. В постановке их задачи заключаются не в солирующих эпизодах, а в создании и поддержании настроения и темпа всей темной сказки.
Зная первоисточник, несложно догадаться, что тема весьма противоречива. В ней заложено множество табу, в первую очередь, потому, что людям страшно обращаться к рассуждениям о неизбежном небытие. Кого-то этот вопрос отторгает, кого-то пугает, у кого-то он вызывает истерическую панику, а кого-то увлекает, тревожит и вдохновляет. Мы прекрасно понимаем, что смерть есть и что при смерти ничего нет. Мы осознаем, что она настигнет и наших близких, и нас самих, пускай в большинстве случаев стараемся об этой условности не вспоминать. Но полностью обходить стороной точку невозврата для нас также невозможно – мы рано или поздно сталкиваемся с ней, мы предчувствуем ее. Мы слышим вопросы о смерти от наших детей, внуков, младших братьев и сестер. В жизни каждого ребенка наступает момент истины, первого откровения и осознания непостижимого человеку факта. Именно поэтому Владислав Тутак назвал спектакль подходящим для семейного просмотра. Мир «Последнего сна уточки» однозначно вышел не самым светлым, но и не страшным. Ребенок или подросток после просмотра может расстроиться и распереживаться, это предсказуемо и закономерно, самое важное – в этой ситуации родитель должен предложить ему поддержку, пройти с ним вместе бурю волнений и помочь принять ту нелестную правду, обладать знанием которой так стремилось чадо.
Невозможно отделить жизнь от смерти, а смерть от жизни. Они сопряжены друг с другом, как положительные и отрицательные заряды, как счастье, неизвестное без горя. Вахтанговские студийцы осмелились взяться за непосильную миссию, Сизифов труд, они решили взглянуть в лицо самой смерти. Попытка найти в финале круга жизни нечто близкое и прекрасное отчаянна, у нее мало шансов на успех, но этой доли вероятности хватило. Команда постановщиков справилась с задачей. Спектакль добрый по своей сути, пускай невероятная, тягучая печаль со стуком метронома оседает далеко в подсознании и не дает забыть себя на протяжении всего действия, ведь несмотря на естественность прихода госпожи Смерти, она не становится менее грустной. Но не стоит долго горевать. Виталий Иванов, не снявший прелестный котелок и белый грим после показа, иронично заверил опечаленных зрителей, что на следующих спектаклях Уточка обязательно будет оживать вновь и вновь!
Текст: Аврора Акопян
Фото: официальный сайт Театра им. Вахтангова