Приют комедианта

Торжество новогоднего чуда

Во времена, когда все меньше веришь в сказки и очень сложно поверить в то, что добро обязательно победит, Дроссельмейер с его чемоданчиком, полным историй, как никогда кстати
Заснеженные ели в мишуре и украшениях, подарки в сверкающей оберточной бумаге и, конечно, «Щелкунчик». Сказочный балет Чайковского, на который родители каждый год приходят вместе с детьми, чтобы передать им ощущение праздника и самим прочувствовать то самое неуловимое и от того ценное чудо.

Сказка Гофмана и ее балетное воплощение уже давно стали таким же символом Нового года и Рождества, как и елка с Дедом Морозом. И хотя большой и маленький зритель не устает от волшебного танца Феи Драже под музыку Петра Ильича, всегда хочется чего-то свежего даже от самых вечных историй. Порой самым верным подходом становится возвращение к оригиналу, что и предлагает постановка Виталия Любского.
С первых минут зрителей погружают в атмосферу кукольного замка: перемещаясь из сцены в сцену с помощью световых и видео эффектов, персонажи словно живут в маленьких комнатках с танцующими куклами, да и ведут себя так же.

Семья Штальбаумов, как и колбасные король с королевой, выглядят карикатурно, но оттого и более уместно: ведь все герои уже хранятся в нашей памяти, готовые перевоплощаться и играть с нами.

Чего только стоит прекрасная Мари и капризная принцесса Пирлипат в исполнении Анны Мельниковой, или такой разный Денис Кириллов, перевоплощающийся то в добродушного советника медицины Штальбаума, то в короля-любителя колбас и показательных казней, то в наглого Крысиного короля-диктатора. Невозможно не влюбиться в неловкого юношу, ставшего отважным Щелкунчиком в интерпретации Руслана Мещанова. Ну и конечно, великий кукольный мастер Дроссельмейер Дмитрия Луговкина оказывается не таким всесильным рассказчиком, когда на кону его собственная голова. Он мудр, но в то же время смешон, печален и оптимистичен. Являясь буквально проводником зрителя в новый мир, он напрямую обращается к аудитории, вовлекая каждого.
Здесь переплетаются традиции кукольного театра с сюрреалистическим кинематографом Жоржа Мельеса: при всей условности декораций несложно поверить, что находишься в другом мире, когда стены гостиной Штальбаумов превращаются в коронационный зал. Где-то там, в тени, силуэт королевы готовит любимые колбасы своему венценосному супругу.

Дизайн костюмов заслуживает отдельного упоминания: чего только стоят устрашающие маски и плащи крыс, стилизованные под стимпанк. Или прелестные костюмы королевской четы и семейства Штальбаумов, словно сошедшие с иллюстрированных страниц. Постановка объединяет в себе волшебство сказки и порой смешные, а порой немного грустные отсылки к нашей реальности; очарование прошлого и механизированность грядущего.
И все же постановка Виталия Любского — не только красивая сказка, но и лучшее напоминание о том, что человеческое тепло и светлые душевные порывы — самое главное чудо. Чудо, о котором мы должны помнить, загадывая желания под елкой.

Во времена, когда все меньше веришь в сказки и очень сложно поверить в то, что добро обязательно победит, Дроссельмейер с его чемоданчиком, полным историй, как никогда кстати.
Текст: Ника Маккена
Фото: Приют комедианта