КИНО

Трое в лодке, нищета и собака

«Чем хуже жизнь, тем лучше кино»
Мне всегда интересно понаблюдать за тем, как авторы выходят за рамки привычного жанра и снимают что-то новое и нетипичное для своих работ. А смелый выбор не стать заложником зрительских ожиданий вызывает уважение. Художественный фильм «Туман» от режиссера документального кино Наталии Гугулевой, по ее словам, — это срез личных переживаний, которые она облекла в форму драматического триллера, и своеобразная терапия. И этот факт еще сильнее разжег мое любопытство.

Нелюдимый и замкнутый метеоролог Андрей (Денис Бондаренко) собирается вернуться на станцию, где пропали без вести его коллеги — Анна (Ольга Красько) и ее абьюзивный супруг (Евгений Харитонов). Поскольку на острове они жили только втроем, знакомые Андрея подозревают его в убийстве семейной пары и относятся к нему с неприязнью и страхом. С ним вызывается поехать оператор Настя (Валерия Репина). Она хочет провести собственное расследование и узнать, что же на самом деле случилось с пропавшими. Андрей не слишком рад такой компании, но Настя настойчива и непреклонна в своём решении, и у него просто не остается выбора. Герои отправляются на метеостанцию, где им предстоит столкнуться с призраками прошлого и тяготами настоящего.
Поскольку Андрей обладает наибольшим количеством информации, именно его глазами мы увидим события минувших дней. Вынужденная изолированность от социума на длительное время и дни, похожие один на другой, способны изрешетить даже самую здоровую психику и сделать человека рабом иллюзий. Но Андрей выглядит человеком, уверенным в своих воспоминаниях. А у зрителя два пути: либо безоговорочно ему поверить, либо не доверять ничему из увиденного — но и то, и то будет крайностью. Андрей был влюблен в Анну и многое воспринимал через эту призму, в том числе и ее чувства. То, что ему казалось ответной влюбленностью, было желанием обрести друга и единомышленника, с которым можно разделить рутину дней и быть честной.

Насте же не достается и крохи той информации, которую получает зритель. Андрей уходит от прямых ответов на ее вопросы, воспоминаниями с ней не делится и вообще предпочитает оставлять девушку один на один с островом и его тайнами и опасностями. Героине приходится быть вдвойне наблюдательной и по деталям собирать пазл прошлого, который (возможно) приведет к разгадке трагедии в настоящем. А еще, по возможности, не быть растерзанной дикими зверями, о существовании которых на острове нам старательно намекают, и неспроста.
В альпинизме есть правило, что необходимы три точки опоры: если одна из двух тебя подведет, третья может спасти тебе жизнь. На экране всегда трое героев, и этот союз строится вокруг Анны. Из воспоминаний Андрея мы узнаем, что у нее была любимая дочь. Но работа на метеостанции, отрезанной от цивилизации, и супруг, жаждущий, чтобы Анна всецело принадлежала только ему, вынудили женщину отправить девочку в школу-пансион. Анна не могла даже навестить ее, потому что муж угрозами, шантажом и насилием принуждал ее оставаться с ним. Сначала мы видим эпизоды, где Анна абсолютно счастлива с мужем, дочкой и собакой, которая, по заветам Джерома К. Джерома, не учитывается. Здесь надежны все три точки опоры. В недалеком прошлом Анна, насильственно разорвавшая связь с дочерью, уже вынужденно живет на метеостанции с жестоким супругом, пытаясь в платонической близости с Андреем обрести былое тепло, и точкой опоры становится именно он. Но можно ли быть уверенной в этой опоре? Собака исчезла, а с ней растворилась и надежда вернуть счастливые дни. В настоящем остров принимает Андрея, опустошенного и одинокого; призрак Анны в его голове, настолько неотступный и реалистичный, что, кажется, он вот-вот обретет плоть и кровь, и Настю, жаждущую правды. В их случае один опирается на воспоминания, а другая на себя, так как больше не на кого — и вариант Насти кажется самым надежным.
Ярко выраженные визуальные детали дают простор для ассоциаций и теорий. Фигурка, изображающая троих людей в лодке, преследует Андрея в воспоминаниях и наяву и подчеркивает замкнутость героев внутри тройственного союза на отрезанном от мира острове. Птица — вестник смерти в некоторых культурах, но также и символ свободы — часто появляется на экране в сценах с Анной и после них. Проволока на двери в комнату Анны и ее мужа закручена так, что напоминает символ бесконечности. И она вызывает у Андрея воспоминания, которые, скорее всего, не оставят его никогда. А красное, как кровь и предупреждающие знаки, платье Анны словно намекает на опасность, нависшую над героями.

На протяжении фильма не всегда понятно, какому жанру уделить больше внимания и какие эмоции испытывать. Саспенс и умело выстроенное напряжение оказываются обманчивыми, и чего-то жуткого и непоправимого не происходит. Для семейной драмы в чистом виде слишком много темных тайн и мало персонажей, которым можно искренне посочувствовать, потому что каждый из них собственными руками выстроил такую жизнь для себя. Чем ближе финал, тем беспросветнее сгущается тьма на пути героев. Собака выглядит волком, свет теряется в тумане. И все это в совокупности дает сильную и болезненную развязку, и те смешанные эмоции, которые зритель не знал, где испытать, выплескиваются наружу. Иногда слезами.
В тумане можно увидеть много иллюзорных деталей вдали, но при этом не разглядеть самого важного под ногами. И если некому протянуть тебе руку помощи и зажечь фонарь, очень легко потеряться в миражах и остаться там навсегда. Фильм Наталии Гугулевой — о тотальном одиночестве и поиске опоры, когда внутри себя опереться уже не на что. У истории открытый финал, но кадр с радугой в безоблачном небе дает надежду на то, что свет есть не только в конце тоннеля.
Текст: Радистка Кэт
Фото: Кинопоиск