ИЛАЯЛИ
Театральная школа Константина Райкина, мастерская Александра Коручекова, 4 курс.
По словам организаторов, у них есть правило: они не берут несколько спектаклей одно и того же курса. Однако везде есть исключения. И студенты мастерской Александра Коручекова именно оно. И их дипломный спектакль «Илаяли» (режиссер Сергей Тонышев). И, знаете, организаторов можно понять.
Присутствует некоторое внутреннее содрогание, когда видишь на белой программке черные буквы «театральное сочинение по мотивам романа «Голод» Кнута Гамсуна». Потому что опять Скандинавия, опять тяжелое, придавливающее к полу небо вместо света софитов, опять жевать гранит. Но с первых же секунд спектакля становится ясно — это не так.
Великолепные пластические этюды, происходящие буквально над землей, харизматичные, гротескные, но от этого мгновенно влюбляющие в себя персонажи, монохромная, лаконичная цветовая гамма. И сюрреализм, вызванный сводящим с ума голодом нищего молодого журналиста, изо всех сил старающегося заработать денег, но не желающего отказываться от своих убеждений и писать много, но плохо. Он считает последние монеты, крохи, чаек, людей, которые поднимают его насмех. Ему кажется, что весь мир против него и лишь Илаяли — призрачная, прекрасная, неуловимая женщина — то и дело вспыхивает путеводной звездой в его больном сознании. Всё и все вокруг дребезжат, кажутся, чудятся, ведь самым реальным в жизни молодого человека является голод.
И, несмотря на сложность первоисточника, на, кажущуюся неподъемной и тоскливой тему спектакля, он будто бы невесомый. Он бурлит, он живет, он смешит, а, главное, цепляет.