Театр-Театр

Как переехать в лучшую жизнь?

Делал домашнее задание, а получился мюзикл
Пермский «Театр-Театр» не первый раз приезжает с гастролями в Москву. И не первый раз собирает полные залы — это отличный пример, как региональный театр становится популярным благодаря современной повестке спектаклей, экспериментам с формой и разговору со зрителем на понятном ему языке. Мы уже писали о спектакле «Вертинский» «Театра-театра», который в прошлом сезоне гастролировал по городам России. А в этом году при поддержке МТС Live на сцене Театра им. Вахтангова были показаны две премьеры этого сезона — мюзикл «Удачи, Марк» и музыкальная комедия «О том, как Сергей Сергеевич прославиться хотел». Сегодня пойдет речь о первом.

Сюжет мюзикла «Удачи, Марк» режиссера Алексея Крикливого очень прост. Подросток Марк ведет блог о переезде в новый город с семьей, идет в новую закрытую элитную школу и надеется, что в этом учебном году все будет лучше, чем прежде. Только есть нюанс: переезжает он седьмой раз за свою не очень длинную жизнь, в предыдущих школах с одноклассниками ничего не ладилось, мама работает на трех работах, чтобы он мог получить хорошее образование, а отчим мечтает воспитать из него «настоящего мужика». А одноклассники… А что они? У них все в порядке — сложившийся коллектив, кастовая система и проблемы детей богатых родителей.
Мюзикл поднимает сразу несколько важных тем. Первая, самая важная — социализация подростков в обществе. То, что они проверяют на прочность не только границы дозволенного в этом мире, но и друг друга. Что единственный шанс выжить в этих джунглях — стать самым сильным, самым страшным и самым популярным любыми способами. Иначе тебя съедят. Марка пытается съесть Дэн, вот он и отвечает ему, как может, что приводит к разрушительным последствиям, нарастающим, как снежный ком.

Вторая — важно то, что происходит дома. Марк становится копией своего отчима, которого ненавидит. Для достижения своих целей он использует те же самые методы, которыми воспитывали его, даже фразы повторяет слово в слово. Несмотря на то, что ему самому было больно и плохо, он понимает — такое работает, с помощью жестокости, запугивания и игры на чужих слабостях можно себя обезопасить. В то же время отлично показана линия его отношений с матерью — она пытается сделать жизнь сына лучше, чем собственную, но лишает его самого главного — самой себя. А когда спохватывается, то кажется, что уже поздно: сын стал взрослым, наделал ошибок, запутался в себе и обстоятельствах и перестал доверять человеку, который должен был быть ближе всех.
В мюзикле очень много ярких визуальных образов, начиная с костюмов и заканчивая видеоблогом, который все это время ведет Марк. Одежда на учениках вычурно яркая, даже немного комиксная, главный «злодей» Дэн — типичный бэд бой из американских сериалов, главная красавица школы Дина — красивая фарфоровая кукла, которая постепенно раскрывается в сложного персонажа со своими мечтами, мыслями и надеждами.

Все пространство сцены занимает школа — оно легко становится и спортивной площадкой, и учебным классом, и школьным двором. А все сцены, которые происходят дома у Марка, играются в выдвигающемся на сцену небольшом кубе, контрастирующем с окружающей обстановкой. Это наталкивает на мысль о том, что дом не занимает в жизни Марка важную часть, а лишь является несовершенным придатком к его новой яркой школьной жизни.
Либретто, написанное Никитой Рязанским, лишь подчеркивает контраст между сценами: лиричные сольные партии Марка и Дины, шумящие и кричащие школьные номера, где солистом неизменно становится Дэн, трогательные, похожие на исповедь и многое объясняющие сцены взрослых. Чего не отнять у Театра-Театра, так это то, что там отлично умеют петь в любой ситуации.

Мюзикл «Удачи, Марк» создан, в первую очередь, конечно, для подростков. Это их проблемы и волнующие их вопросы: как не потерять себя в мире, который только требует, причем иногда противоречивые вещи? Как достучаться до родителей, если у них даже нет времени тебя услышать? Где проходит та грань между личными границами и жестокостью?

А взрослым этот мюзикл станет отличным напоминанием о том, что дети повторяют, пусть даже непреднамеренно, то поведение, что видят дома. И о том, что они живут так, как умеют. И что взросление — это сложно.
Текст: Марго Сабилло
Фото: Театр-Театр