РАМТ

И движется жизнь вот так-то

Одни рождаются, другие умирают
В последние теплые дни совершенно не осеннего сентября в РАМТе прошла первая премьера сезона — спектакль Алексея Бородина «Усадьба Ланиных» по пьесе Бориса Зайцева. История о жизни большой семьи в загородной усадьбе сохранила баланс между размеренностью течения событий и динамичностью их смены — спектакль лился, как ровная неспешная река безоблачным летом.

Именно в такое время в усадьбе Александра Петровича Ланина (Андрей Бажин) собралась вся семья: младшая дочь Ксения (Яна Палецкая) и старшая Елена (Анна Тараторкина) с дочерью от первого брака Наташей (Анастасия Волынская) и вторым мужем Николаем Николаевичем (Денис Баландин) и многочисленные гости семейства. Кроме того, Александр Петрович каждое лето приглашает молодежь — недавних подростков, которые несколько дней могут беззаботно повеселиться на природе. Однако в этом году в размеренном течении жизни героев ощущается неумолимое приближение конца эпохи тихого счастья — Ланин все чаще ходит на могилу к супруге и все хуже себя чувствует. Взрослеют его дети и внуки: младшая дочь выходит замуж и навсегда покидает дом, а внучка Наташа, еще не потеряв детской непосредственности и беззаботности, уже испытывает первые чувства и переживания, которые меняют ее.
За летние месяцы с героями происходит много: они влюбляются, женятся, теряют любовь и расстаются. Подруга семьи Марья Александровна (Дарья Рощина) и Николай Николаевич готовы поздним вечером убежать от собственных несчастливых браков в сумерках. Молодое поколение познает первые яркие чувства: гимназист Коля (Андрей Лаптев) осознает понятие чести и вызывает Николая Николаевича на дуэль, а Наташа знакомится с явлением смерти, которое настолько ее захватывает, что она решается испытать это явление на себе, а потому едва не топится. Проходит и ее первая любовь — собственный отчим, чувства к которому заканчиваются сильным переживанием и перерождением Наташи. К концу спектакля она уже не тот непосредственный ребенок, каким была в начале. И хотя по отдельности каждое из этих событий потрясает усадьбу Ланиных, в конечном итоге они служат общему замыслу спектакля: все это — лишь течение жизни человека, процесс его роста, развития и неизбежного изменения.
Основные события спектакля происходят за кулисами, а потому на сцене накал страстей слегка растворен — героям дозволяется переживать самое яркое в уединении. Для зрителя здесь предназначена рефлексия, которую можно счесть за приглашение остановиться и поразмышлять: у каждого из нас есть много переживаний, которые тоже остались за пределами театрального зала. Еще этому способствуют декорации и невероятная работа со светом. Серое здание, тени ветвей и одинокие беседки в полумраке словно напоминают: прошлое неизбежно уйдет в тень. Но на замену придет и что-то светлое, чистое — на это намекает светлая одежда беззаботно танцующей молодежи.
У жизни есть свой цикл: на смену предыдущему поколению приходит новое, восход сменяется закатом, а лето, как это ни печально, заканчивается. Но несмотря на совершенно чеховское окончание пьесы — смерть Ланина как символ прошедшего, — в спектакле нет ощущения конца мира. Жизнь продолжится и после: это понятно по письмам Ксении, по повзрослевшей Наташе и где-то вдалеке поющей веселой молодежи. Они еще только познают первые яркие чувства, которые приносит жизнь: и счастье, и отчаяние. И, возможно, в этом и заключается ее секрет.
Текст: Юлия Гурьянова
Фото: Мария Моисеева