— Хочется вспомнить про СХТ, про мастерскую Ларисы Вячеславовны Грачевой. Вы были режиссером их выпускного спектакля «Прощание в июне».
— Нет, это другой курс. Давайте все по порядку. Лариса Вячеславовна набрала в 2012 году свой первый курс, и в 2016 он выпустился. Я у них был преподавателем, меня пригласила Лариса Вячеславовна. Это долгая история, вера в случай, попадание в профессию, в любую: актерскую, педагогическую, режиссерскую.
Очень странно хотеть стать в 16 лет режиссером, условно говоря, и поступать на режиссерский факультет. Достаточно странно, на мой взгляд, потому что это профессия взрослого человека, опытного. Мы сейчас не про возраст говорим. Также и с педагогикой.
Я слышу, как выпускники театрального института, не обижайтесь только на меня, которые нигде не работают, ни в каком театре, ни в каком кино, становятся педагогами. Это очень непривычно для меня. Они хотят, поступают в аспирантуру. Это же тоже такой момент творческого опыта, которым ты потом можешь делиться. Так меня туда занесло, в педагогическую профессию, и я даже тогда говорил вот: «Ребят, (мы на «вы», я там сразу стал Валентином Леонидовичем, хотя с некоторыми у меня была разница в пару лет всего, может, чуть побольше), я просто ваш старший товарищ, я буду делиться своим опытом».
Вот они [курс 2012-го года] основали свой Социально-Художественный Театр, когда выпустились. В этом театре были многие спектакли, которые они создали, когда были еще студентами. Потом стали появляться другие проекты, за которые им большой респект. Мне, например, тяжело брать на себя такую ответственность, но ребята вот в это все вписываются. «Вписываются» это опять же такой низкий жанр, но имеется в виду, что они с душой к этому подходят.
Потом Лариса Вячеславовна подхватила другой курс театрального института, который стал ее вторым, заключительным курсом. На нём я тоже был педагогом. Этот курс сложный, со сложной судьбой, он набирался при Александринке. Потом, при определенных жизненных, творческих, форсмажорных и других ситуациях развалился. Половина осталась в Петербурге, половина не стали учиться в Петербурге. Курс закончил в 2019 году институт.
Вот на этом курсе, на втором, я поставил спектакль «Прощание в июне», который на Большой сцене Учебного Театра получил Приз Зрительских Симпатий. Этот спектакль предложил поставить Игорь Николаевич Волков, народный артист, и он тоже был педагогом на курсе изначально, при Александринке. Спектакль жил своей жизнью, он мог жить, наверное, даже дольше, если бы не пандемия.
И в то же время, когда мы этот спектакль практически сделали, кто-то, видимо, с предыдущего курса, СХТ-шных, стал мне предлагать: «Валентин Леонидович, Валя, Валя, ну давай, поставь что-нибудь с нами». А ведь я не режиссер в хорошем смысле этого слова, у меня нет таких амбиций «дайте я что-нибудь сейчас поставлю, дайте мне площадку, дайте мне каких-нибудь артистов, я сейчас реализую свои творческие идеи». Я могу все сделать, но мне это неинтересно. Пока что.
Потом не стало Ларисы Вячеславовны, и я решил, что моим каким-то внутренним долгом было что-то поставить. Во-первых, ребята хотели этого, во-вторых, мне хотелось поддержать театр. В этом же году, 2019-м, я вспомнил про одну пьесу Ксении Драгунской и решил: вот сейчас отдельно позвоню ребятам разным, скажу прочитать эту пьесу. Вот так это было.