КИНО

Любопытной Варваре на базаре…

…сказали «спасибо», похвалили, все-то ей интересно, какая умница!
Вы помните, кем мечтали стать в раннем детстве? Я, помимо блестящей карьеры актрисы, певицы и журналистки, планировала открыть свое детективное агентство, дорасти до пальто и трубки и играючи распутывать ниточки самых таинственных преступлений. Потому сериал «Любопытная Варвара», процедурал с возрастным рейтингом 6+, я просто не могла пропустить.

Героини нашей истории, сестры Варя (Полина Айнутдинова) и Зоя (Вероника Журавлёва), отправляются на каникулы в деревню к дедушке (Виктор Бычков) с бабушкой (Людмила Артемьева). И если для юной инста-дивы Зои эта поездка ощущается как жестокое наказание и ссылка отнюдь не в шапке профиля, то Варя в предвкушении приключений и тайн, которые ей предстоит раскрыть. Бабушка девочек — судмедэксперт, а дедушка — следователь, и младшая внучка, вдохновленная их примером, мечтает стать лучшим сыщиком. Ей предстоит разгадать загадку Ведьминого дома, предотвратить эпидемию и даже обрести настоящее сокровище, которое ценнее золотых монет.
На первый взгляд сериал кажется близким по атмосфере к прошлогодней «Кибердеревне». Отсылают к сериалу и уютный загородный быт родом из наших детских воспоминаний, и типажи главных героев, и наполненность цитатами культовых представителей своего жанра. Увлеченные делом всей жизни, но сохранившие любовь друг к другу, бабушка и дедушка напоминают фермера Николая с супругой Надей. Смышленая не по годам Варя, как и кибердеревенская Людка, не только начитанная, но и находчивая. А модница Зоя, по примеру Маринки, контрастирует с младшей сестрой, и ее образ Barbie girl in the Barbie world ярко выделяется на фоне деревенских пейзажей. Но мне хочется особенно отметить схожесть с узнаваемым стилем Уэса Андерсона. Симметрия в кадре, теплая, красочная цветокоррекция и постановка некоторых сцен навевают приятные ассоциации с «Королевством полной луны». Помимо этого сериал цитирует Шерлока Холмса, «Скуби-Ду», «Охотников за привидениями» и «Карлсона», уместно вплетая в свое повествование культовые сцены этих знаковых историй.

Если съемочная команда наполнила цитатами структуру сериала и его визуал, то умница Варя добавляет в диалоги множество интересных фактов из разных областей знаний — от химии до литературы. Условности и допущения, характерные для детского кино, ставят интеллект девочки на несколько ступеней выше интеллекта почти всех персонажей, окружающих ее. И моменты, когда взрослые люди всерьез удивляются тому, что предки Пушкина были эфиопами, а имена Настасьи Филипповны и князя Мышкина им ни о чем не говорят, выглядят немного нелепо. Но если взглянуть на историю глазами ребенка, можно увидеть в первую очередь яркий положительный пример для подражания. Варя обладает несомненными талантами, настойчива и добросердечна. При этом характер девочки не вычищен до блеска от негативных черт: она склонна к зазнайству и часто ставит себя выше других. Это делает образ живым и объемным, а осознание Варей своих ошибок и попытка их исправить также могут стать весьма показательными для юных зрителей.
История, кстати, поучительна не только для детей, но и для взрослых. В первой серии деревенские ребятишки, наслушавшись от родителей страшилок о том, что в соседнем доме живет ведьма и варит из непослушных деток мыло, поджигают лавандовое поле рядом с ее жилищем. Непоправимого не случается, но взрослые осознают, какие чудовищные плоды страха, посеянного ими же в сердцах детей, придется пожинать всей деревней. Также сериал акцентирует важность толерантности к непохожим на тебя людям и отрицает стереотипы о национальности, профессии и внешности, которые часто бывают ложными.

Некоторые сцены, например, первое появление ведьмы и последствия гипноза факирши Огнессы, выглядят действительно жуткими и пугающими. Но это гротескное преувеличение персонифицированного зла характерно для детского фильма. История сохраняет тонкую грань между реализмом и сказочностью, и баланс удерживается с помощью научных фактов, объясняющих волшебные явления. Сам процесс раскрытия очередной тайны показан довольно подробно, и не все ориентированные на взрослую аудиторию детективы последних лет могут похвастаться таким детальным и последовательным воспроизведением расследования.
Актерское комбо из сериалов «Сваты» и «Папины дочки» наносит двойной удар по ностальгии! Людмила Артемьева — самая трогательная экранная бабушка, которая теперь, в отличие от сватьи Ольги Николаевны, не стесняется своего статуса. «Папина дочка» Полина Айнутдинова выросла из кавайного элемента, вызывавшего умиление взрослых в любой ситуации, до полноценной, яркой и запоминающейся героини. А Вероника Журавлева раскрыла весь потенциал своей идеальной кукольной внешности, и от ее героини сложно оторвать взгляд.

Сериал «Любопытная Варвара» — замечательный ностальгический аттракцион, способный подарить взрослым частичку детства, а детям показать яркую сказочную историю не без морали. Восемь коротких эпизодов смотрятся на одном дыхании и вызывают исключительно приятные эмоции. Если осенняя хандра подкралась к вам незаметно и захватила в серый дождливый плен, эта история — один из лучших способов противостояния ей.
Текст: Радистка Кэт
Фото: Кинопоиск