Park Kultur

Ее держала за ноги земля

Ничто не вечно
Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу. (с)

Число постановок пьесы «Вишнёвый сад» сопоставимо только с количеством деревьев в этом самом вишневом саду. Разнообразные интерпретации, прочтения, поиск смыслов — и все это возможно благодаря тонкости написанного Чеховым произведения. И нет смысла рассказывать с самого начала, кто, что, зачем и чем все закончилось, — сюжет не нов и всем знаком. Поговорить хочется об отличиях «Вишнёвого сада» в исполнении молодого творческого коллектива Park Kultur и режиссера Александры Голиковой. О том, что делает спектакль удивительно самобытным и связывает нас с вами, простых зрителей XXI века, с героями давно ушедшей эпохи.
Во главе угла

Место действия спектакля имеет значение. Это не только продающееся имение Любови Андреевны Раневской, но и культурный центр ЗИЛ, в здании которого находятся актеры и зрители. Тот самый, построенный на месте старого дворянского кладбища при Симоновом монастыре, который был взорван большевиками. От которого осталась лишь одна стена и башня, встречающего каждого прохожего, идущего от метро к ЗИЛу.

И, зная это, легко вообразить, что наши герои — не просто выдуманные персонажи, а призраки тех самых людей, что были похоронены четырьмя этажами ниже и через грудные клетки которых прорастали деревья.

Так из очередной постановки «Вишнёвого сада» спектакль превращается в сайт-специфик историю, мостом соединяющую две эпохи.
Танцуй, как в последний раз

Спектакли молодых театральных коллективов — это всегда американские горки. Бьющую изнутри энергию невозможно сдержать ничем, и оттого спектакль приобретает насыщенные цвета, персонажи оживают и немного (много) чудят, становясь похожими на обычных, подверженных мирским страстям людей.

Здесь параллельно существуют бурный, плотский и обреченный роман Яши и Дуняши и робкая возвышенная влюбленность Петра Трофимова в Аню. Здесь Любовь Андреевна — не витающая в облаках женщина, не желающая ничего решать и живущая прошлым. Здесь она смирившаяся с судьбой волевая женщина, не способная отпустить родное место, принесшее ей столько счастья и боли одновременно — она приехала прощаться и знает это.

И оттого, что каждый персонаж знает, что это все — танцы на костях практически уже погибшего сада, оттого, что каждый актер знает, что все закончится взрывом, оттого, что каждый зритель с самого начала предупрежден, что сидит на руинах, у спектакля особый нерв. Он целиком ощущается как состояние «за секунду до…», и это тянется до последней минуты, до последнего танца.
Немного жизни

Если говорить предметно о визуальной составляющей, то следует отметить, что, несмотря на монохромность образов актеров, все компенсируется игрой света. Свет здесь — отдельный язык, дополняющий две сплетающиеся истории из прошлого. Свет разделяет эпохи, выделяет, будто текстовыделителем на бумаге, важнейшие слова, освещает то, что хотели бы скрыть и оставить недосказанным.

Еще одним приемом можно считать кукольный, фарфоровый грим, который есть на всех персонажах, кроме Лопахина и Раневской. Им единственным будто отведена роль людей, честных перед самими собой. Любови Андреевне уже нечего терять и изображать из себя кого-то другого, а Лопахин будто бы с самого начала находится вне времени — он знает, чем закончится и их история, и история места, где они стоят.

Спектакль «Вишнёвый сад» — это цельная история в двух измерениях, которые удивительным образом дополняют друг друга. А главное, даже если вы были на «Вишнёвом саду» трижды (только за этот сезон) и думаете, что уже знаете про эту пьесу все, — Park Kultur вас может в этом переубедить.
Текст: Марго Мурадян
Фото: Анастасия Черномырдина