Временная петля
Спектакль начинается с того, что Рогожин методично выкидывает нож из окна несущегося поезда, после чего тот же самый нож как ни в чем ни бывало, игнорируя все законы логики, физики и мироздания, прилетает из противоположного окна. Рогожин тяжело вздыхает, поднимает упавший нож, делает засечку на стене и выкидывает снова. И так до тех пор, пока у Мышкина окончательно не сдают нервы и они не начинают наконец говорить.
Это спектакль без времени и пространства. Здесь ничего не имеет значения, кроме слов и вопросов, которые Мышкин с Рогожиным друг другу задают. И будут задавать, пока не найдут правильный ответ. Потому что как только их разговор подходит к концу, а они так и не понимают главного — не для них, а для мертвой Настасьи Филипповны, — то диалог начинается заново. И так три раза. С определенными допущениями, сменами ролей и небольшими изменениями, которые подталкивают к ответу на волнующие вопросы. Но этого все равно недостаточно, и Настасье Филипповне приходится самой сказать вслух все, что она не успела при жизни.
Стоит отметить еще один небольшой факт — Мышкин раз за разом повторяет одну и ту же фразу: «Моя голова — перекресток железных дорог», что отсылает нас к стихотворению Александра Башлачева «Поезд», которое здесь существует определенным спойлером того, что будет происходить в спектакле.
…Есть целое небо, но нечем дышать.
Здесь тесно, но я не пытаюсь бежать.
Я прочно запутался в сетке ошибочных строк.
Моя голова — перекресток железных дорог…