театр им. Евгения Вахтангова

война и мир

Война, мир, мы
Нашумевший спектакль Римаса Туминаса «Война и мир» представления не требует. В мире театральной Москвы постановка стала новой галочкой для поддержания статуса состоятельного интеллигента, поэтому в зрительном зале вы встретите чуть больше людей в накрахмаленных костюмах и строгих платьях и чуть меньше понимающих, что спектакль длится пять часов, а досмотреть его до конца желательно с удовольствием. В журналах, на сайтах, в социальных сетях и где-либо еще можно найти бесконечное количество восторженных отзывов, впечатлений и благодарностей за активную гастрольную программу по стране. Когда вокруг события поднимается такой ажиотаж, легко забыть о самом содержании, но «Война и мир» настолько добродетельна, возвышенна и полна искренности, что нельзя позволить посредственным, реакционным новостям пользоваться ее названием, ведь смотреть спектакль надо, но надо отнюдь не из-за громкого и актуального названия.

Пугающие пять часов на самом же деле пролетают, как одно мгновение. Некоторые зрители запасаются бутылками воды и небольшими батончиками, но действие на сцене завораживает настолько, что кажется, что ты попал в безвременье, где тебе и не нужно есть, пить, спать и где ты можешь только следить за миром, что открывается за легендарным красным занавесом. Постановка захватывает в первую очередь потому, что отражение всех героев видно в нас самих.
Все начинается в салоне госпожи Шерер, где собираются великосветские массы. А мы и есть эти самые великосветские массы. Как они, мы спорим, но не знаем, доказываем, но не понимаем, говорим, но не верим. Здесь все любят кричать друг на друга, восхвалять одну или другую сторону конфликта, принижая противоположную, и никогда не прислушиваться к чужим словам. Аристократическое общество во всей своей красе все так же заботится лишь о внешнем лоске, о пафосе звучания речей. Их голливудские улыбки, следуя законам жанра, расцветают, когда нужно льстить, и постепенно стекают, когда это уже не требуется. В их жизни нет ничего святого, однако она и пугает, и привлекает еще неопытного Пьера, приводя к самым ярким представителям столичной молодежи. К Курагиным.

Как же хороши Курагины! Это и князь Василий Сергеевич, знающий все о выгоде и финансово удобоваримых браках, и его дочь, красавица Элен, и сын, завидный жених Анатоль. Вместе они самые привлекательные, подобострастные мерзавцы, под чары которых хочется попасть добровольно. Их однозначно не положительные образы полностью соответствуют книжным, но благодаря как всегда цепкому взгляду Римаса Владимировича засияла незамеченная мной, но очень важная деталь семейной биографии. Анатоль тянется ко всем барышням, но больше всего его тянет к той, и думать о которой нельзя. В отличии от большинства киновоплощений персонажа, Вахтанговский Курагин пленяет девушек своей пустой романтичной эссенцией, нежели истинным аристократизмом. Как и в оригинале Толстого, его нельзя назвать красноречивым. И если Ваше сердце так же сильно разрывает от любви к Анатолю в исполнении Василия Ланового, Вас порадует белый мундир, отдаленно напоминающий костюм из оскароносного фильма. Элен волнует только благосостояние мужчин, ведь полюбить ни одного из них она не способна, она навсегда отдана другому. Статная, гордая, в обоих составах великолепная Элен: ежели попытаться подобрать все точные эпитеты и описать и ее, и каждый другой образ, рецензия может занять не менее одного томика Толстого.
Контрастно салонному обществу показываются именины в доме Ростовых. Сепарированные от окружающего мира и простодушные, их бытие кажется вечным праздником жизни. Дети Ростовы дурачатся, бегают, поют, шутки ради женят Бориса на кукле, жаждут любви и не верят, что она может быть невозможна. Тем страшнее становится перемена в третьем акте, когда с приходом французов в Москву ушло их детство. Главная инженю семьи и всего спектакля Наташа Ростова, должно быть, любимая героиня режиссера. Практически ни одна его работа не обходится без нежной, летящей, светлой и одухотворенной фигуры, слишком невинной и прекрасной для грешного мира. Девушка юна и довольно глупа, она не могла остаться чистой и вечно смеющейся в нашем мире, ей пришлось поменять белое платье на черное пальто и убрать кучерявую копну волос в строгий, гладкий пучок. Подле Наташи всегда находятся заботливые родители, сдержанная, печально следящая старшая сестра Вера и любящая, почти ставшая родной Соня, которая готова на любое самоотречение ради Ростовых, особенно ради их старшего сына.

Николаю Ростову отобран ярчайший путь. В первом акте по сцене носится и резвится мальчишка, которому не нужно отвлекаться от своих волшебных мечтаний, от гусарской праздности, от влечения к девушке и прочим радостям молодой жизни. Но именно Николай будет говорить с залом с самого поля боя, именно этот мальчик пронесет страх смерти, неприятие насилия и ужас войны из глубины своей израненной души прямо в зрительские сердца. Он спрашивает: «Зачем?». Он не понимает, почему его хотят убить, ведь его все любят! Он точно знает, что за то отвечает не людская воля, а желание тех, кто управляет людьми и мирами, обращаясь даже не к государям всех стран, а к самому Всевышнему, создавшему нас такими маленькими, грязными и бесконечно порочными. Спектакль больше состоит из таких монологов героев, из их размышлений и потрясений, нежели из отдельных игровых, хореографических элементов; когда же эти две позиции сочетаются, на сцене возникают кульминационные отрывки, сильные настолько, чтобы весь зал или взрывался аплодисментами, или полностью затихал, утопая в слезах.
Следующей семьей, с которой мы проживаем весь спектр чувств, конечно, стали Болконские. Всегда показанный чуть ли не самым черствым, серым и безрадостным преторием, дом князя Николая ныне предстал в ином свете. Лысые Горы под надзором плеяды замечательных артистов стали настоящим домом, по-своему даже уютным. Здесь свое место силы нашел и Андрей Болконский, герой неопределившийся и потерянный в своем же мировоззрении. Для него важно, чтобы жена оставалась с семьей, важно, чтобы в случае чего его сын воспитывался у отца, дома он будто забывает о тщеславии. Когда Андрей уходит и сжигает бумаги князя Николая, – к слову, такого эпизода в романе не было, – он сжигает свою связь с родным краем, позволяет гордыне взять контроль над его душой. Болконского ждет долгая арка становления, но нам почти никогда не показываются события, мы сталкиваемся с выводами, которые персонаж заключает в связи с ними.

Неотъемлемой частью любого воплощения «Войны и мира» всегда были и всегда будут беседы Андрея и Пьера Безухова. И сказать, что Безухов очарователен, это ничего не сказать! Когда смотришь на Павла Попова, кажется, что Пьер просто не может быть таким красивым. Со школьной скамьи мы вычитывали цитаты про его неказистый вид, при просмотре любой экранизации мы видели актеров, соответствующих этой внешности, но тем не менее никогда еще актеры не соответствовали его духу. Попов, высокий, подтянутый и объективно очень красивый мужчина, сыграл графа Безухова так, как должен был, он создал образ таким, каким он и должен был быть.
Важно напомнить об особенностях театрального языка в целом и о стиле Туминаса в частности. По сети гуляют нелестные комментарии в адрес постановки, актеров и режиссера, в первую очередь аргументирующие свои доводы несходством с фильмами. Римас Туминас – театральный мастер, на счету которого не один шедевр, он умеет работать с пространством сцены, где просто невозможно передать олений взгляд Одри Хепберн и грацию Людмилы Савельевой, как это делается в кино. Ни того, ни другого не будет видно на последнем ряду балкона, а именно там, как известно, сидит главный зритель. Герои Римаса Владимировича несдержанны, они существуют широко и ослепительно, это состояние граничит с условностью, в которую режиссер никогда не позволяет им уходить. Они настоящие, эти переживания естественны, только воплощаются зачастую посредством элементов комедии масок. Режиссер любит обращаться к схожим амплуа, между многими персонажами можно провести параллели и предугадать, кому достанется какая роль в премьере и кого из артистов вскоре введут в состав. Виват, Римас Туминас! Едва ли найдется другой современный маэстро, создающий открытый, добрый, но правильный и лаконичный мир, с такой легкостью пускающий к себе всех гостей!

Я не ожидала, что эпохальный спектакль, заканчивающийся в час ночи, может оказаться таким стремительным и прекрасным, как само мгновение, которым нам суждено любоваться. Питаю белую зависть ко всем, кому еще только предстоит увидеть Вахтанговскую «Войну и мир», ведь эта постановка, как безупречный роман или фильм золотого фонда классики. Возвращаться к ним ценно и приятно, но уже никогда не получится отнестись к ним, как в первый раз.
Текст: Аврора Акопян
Фото: Юлия Губина