Дмитрий Кирюшкин, Виталий Дудка, Елизавета Бархатова

ИСТОРИЯ, ПОСЛЕ КОТОРОЙ МОЖНО СНОВА ОБРЕСТИ ВЕРУ В ЛЮДЕЙ

Истории о реальных людях всегда пользовались успехом у российских зрителей. После выхода «Легенды №17» жанр и вовсе стал чуть ли не гарантом народной любви и высоких сборов. Но снимать кино о знаменитостях – не то же самое, что снимать кино об обычных людях, перенося на большой экран те события, которые происходят у нас под боком. Мы поговорили со съемочной командой фильма «Юра дворник» о том, как создавался фильм об уфимском дворнике Юрии Ветлугине и фотографе Романе Филиппове, сделавшим его знаменитым.
ДМИТРИЙ КИРЮШКИН, СЦЕНАРИСТ

— Сложно ли было адаптировать реальную историю для большого экрана, при этом сделав ее более интересной и выразительной?
— Совсем не сложно. И за это большое спасибо Роме. Он с самого начала помогал нам с материалом и с большим пониманием отнесся к тому, что некоторые моменты в фильме мы, скажем так, специально подкручивали, чтобы зрителю было интереснее следить за историей их взаимоотношений с Юрой.

При этом некоторые вещи, которые Рома вспоминал, были настолько классные, что мы брали их в сценарий целиком и практически не меняли.
Я помню, мы спрашивали его про поход на Первый канал и оказалось, что это просто кладезь ярких историй.
Рома рассказывал, как на Красной Площади корреспондент просил Юру показательно восхищаться Кремлем на камеру и говорить: «Вот это вообще мощь!» – мы тут же забрали это в фильм. А еще Рома жаловался на неудобные стулья в студии – эта вроде бы незначительная деталь помогла сделать сцену на федеральном телевидении интереснее и глубже.
— Сильно ли отличается работа над сценариями, которые разрабатываются с нуля, от тех, что имеют реальную основу?
— Структурно не отличается никак. Зритель должен увидеть на экране интересных героев, которые, идя к своей цели, будут преодолевать интересные препятствия.
Другое дело, что в этом проекте у нас была уникальная возможность: напрямую общаться с нашими героями. Рома и Юра, иногда сами того не осознавая, подбрасывали нам классные идеи.
Например, мы совершенно неожиданно выяснили, что Юра большой поклонник растений, и тут же сделали это фишкой его персонажа. Мы случайно узнали, что Юра – фанат сериала «Не родись красивой», и написали целую сюжетную линию, посвященную этой необычной, но искренней любви.
ВИТАЛИЙ ДУДКА, РЕЖИССЕР

— Что побудило вас обратить внимание на историю Юрия Ветлугина и Романа Филиппова? Как родилась идея делать про них кино?
— В тот момент, когда пост с фотосессией Юры завирусился, о нем как будто говорили все. Мы тогда были на съемках проекта «Кто там?», и я постоянно слышал про Юру то от одного члена съемочной группы, то от другого. Все его обсуждали. Даже Саша Бортич, которая снималась в этом проекте, была очень тронута историей Юры и помогла ему финансово, когда был открыт сбор средств. Мне эта история показалась очень классной, так идея снимать кино и появилась. Мы пришли с ней на питчинг от Минкульта, прошли на очный этап, успешно там защитились и вот мы здесь – с уже готовым фильмом.
— Юрий и Роман уже видели фильм? Вы спрашивали их мнение на каком-либо этапе производства фильма, или они видели (возможно, только увидят) уже готовый продукт?
— Готовый фильм и Юра, и Рома увидели вместе со всеми на предпремьере, которая прошла 24 апреля Уфе и 25 – в Москве. Что касается их участия в производстве, и Юра, и Рома очень нам помогли. Мы, естественно, с ними много общались. Рома много всего нам рассказывал, что в итоге было использовано в фильме. Он приезжал в Москву общаться с Денисом Власенко. Дениса консультировали несколько профессиональных фотографов, чтобы он в кадре выглядел правдоподобно. И каждый из них по-разному объяснял ему, как правильно снимать: кто-то говорил, что нужно закрывать один глаз, кто-то – что оба глаза должны быть открытыми. Рома тоже к этому обучению руки приложил. У него даже камео небольшое есть в фильме. И некоторые фотографии, которые были использованы в фильме и промо-материалах, тоже сделал Рома.

С Юрой другая история. Антон Кузнецов, который его играет, попросил нас сделать так, чтобы он не пересекался с Юрой лично до завершения съемочного процесса. Для него это было важно, он не хотел неосознанно копировать Юру и как-то сбиваться с того актерского курса, который выбрал для себя. Юра приезжал буквально на одну смену, так вот у нас там целая спецоперация была, чтобы они с Антоном нигде не столкнулись.
— Реальная история происходила в Уфе, и к фильму приложили руки многие известные уфимцы. Это сделано намеренно или вышло само собой?
— У нас в команде много уроженцев Уфы, я сам из Уфы. Естественно, мы хотели передать местный колорит, сделать историю в какой-то мере аутентичной. Когда мы приезжали снимать в Уфу, решили не везти с собой из Москвы всю съемочную группу, и на уфимской смене у нас работали местные ребята. Для многих это был первый опыт работы на площадке.

И в саундтреке у нас музыка уфимских исполнителей: Томас Мраз, который специально для фильма записал песню и выпустил на нее клип, ЛАУД, Lumen, еще ребята с лейбла Томаса.
ЕЛИЗАВЕТА БАРХАТОВА, АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА

— Расскажи про самые запоминающийся моменты, которые произошли во время работы над фильмом. Смешные/трогательные/страшные?
— Начну, наверное, с тех смен, когда мне реально было страшно за ребят. И Антон [Кузнецов], и Денис [Власенко] многие трюковые сцены предпочитали играть сами, без дублеров и каскадеров. На смене в Уфе мы снимали эпизод, когда Юра на кассе супермаркета сталкивается с человеком, который очень торопится и отталкивает Юру. Антон сказал, что сам будет падать на пол. В последний момент решили немного изменить сцену…
— Я уже понимаю, куда ты ведешь…
— В общем, мы репетируем сцену, все вроде нормально. Вижу, что Антон отошел в сторону. Ну, думаю, отошел и отошел, мало ли что. А потом он поворачивается, а у него на подбородке кровь. Не знаю, как так получилось, но ему реально разбили подбородок. При этом у него в этой сцене приклеена борода, его гримировали больше двух часов, а из-за крови эта борода уже вся то ли склеилась, то ли отвалилась… Причем время уже поджимало, команда уходила в переработку, пришлось быстро-быстро все поправлять, но в итоге мы справились!

У Дениса тяжелая была самая первая смена. Он никогда в жизни не водил машину с механической коробкой передач, мы снимали сложную сцену, где у нас было на площадке одновременно три Ромы – сам Денис, дублер и каскадер. Денис сидел за рулем кабриолета и должен был ехать по Кутузовскому проспекту. Накануне он очень переживал! В кадре все получилось замечательно.

Говоря о более веселых моментах, мне вспоминается день, когда мы снимали в Подмосковье. Это был октябрь, дороги размыло, грязь была везде, а мы явно не в резиновых сапогах (смеется). На эту смену приехала Ида Галич, она такая вся красивая выходит из машины, ей надо в гримваген и костюмваген дойти по этой грязи. У нас в команде был очень общительный водитель, который душой болел за кинопроизводство и хотел быть причастным. Так вот он просто взял и отнес Иду на руках от машины до вагенов!
— Он, может, этого момента всю жизнь ждал! (смеюсь)
— Может быть! Запомнился этот момент всем 100%!
— Уфа – твой родной город, а «Юра дворник» – твой первый серьезный опыт работы в кино. Насколько эта история стала значимой именно для тебя?
— Ой, мы же приезжали на одну смену в Уфу, смотрели город, снимали материал. Мне, как уфимке, было очень приятно показать свой город тем, кто тут раньше не был. Всей съемочной группе Уфа очень понравилась, они и на предпремьерный показ еще раз с удовольствием приехали.

Один из моих любимых моментов в фильме, когда Юра гуляет по ночному центру и проходит через светящуюся арку, в которой расположена кофейня Monkey Grinder, а на фоне играет песня Million Томаса Мраза.
— Мне кажется, у каждого уфимца в жизни был момент, когда он гулял с Томасом Мразом в наушниках и думал о своей жизни…
— Да! Я вспоминаю себя в школьные годы, когда гуляла по этому же району, потому что моя школа была недалеко, слушала песни Томаса и переживала расставание с парнем. Кстати, после этой сцены Юра еще едет в такси по ночной Уфе. Тоже много личных воспоминаний навевает! Мы сначала хотели вставить туда песню ДДТ, но в итоге там продолжает играть Million.
— Как думаешь, история Юры покорит еще больше сердец после выхода фильма?
— Конечно! Это очень искренняя, добрая и жизнеутверждающая история, после которой у тебя появляется вера в людей. Мы хотели подарить зрителям действительно приятное кино, после просмотра которого невозможно не улыбаться. Надеюсь, у нас получилось!
Разговаривала: Екатерина Мельниченко
Фото: Кинопоиск