— Не мешают ли чрезмерные исторические знания об эпохе и о героях творческому процессу? Нет ли у вас ощущения, что вы просто создаете исторического двойника и не можете ничего добавить от себя?
Элина: Мне кажется, что каждый актер должен понимать рисунок роли и в нем двигаться. Если ты хорошо его чувствуешь, ты понимаешь, где можно что-то добавить, а где это будет лишним — для меня это вопрос профессионализма.
Егор: Я согласен, нельзя быть роботом, достаточно знать предлагаемые обстоятельства, коридор роли, чтобы добавлять свое, оставаясь в контексте. Одна из важных вещей, о которых часто говорит Сергей: мы играем условно два спектакля, один во флигеле, а второй во дворце. И во флигеле мы играем Юсуповых, а во дворце мы и есть Юсуповы. Поэтому во флигеле иногда можно пошутить про что-то условно современное, а во дворце уже не получится. Например, гости скажут: «Мы к вам прилетели из Дубая». И я отвечу: «Ой, прилетели? А на чем, боюсь спросить, на воздушном шаре?».
Сергей: В этом отношении нам повезло, что мы не были близко знакомы с Юсуповыми, когда начинали работать над спектаклем. У каждого историка, который занимается Юсуповыми, свой взгляд на Феликса, на Николая, на Ирину. Поэтому и у всех хранительниц музея, и у нашего исторического консультанта Натальи Зайцевой эти герои немного отличались друг от друга, и мы знакомились с ними с разных сторон. Была даже ситуация, когда мы обсуждали Николая Борисовича, и одна из хранительниц рассказывала, что он любил музыку, театр. А вторая воскликнула: «Женщин, женщин он любил!». Поэтому мы пытались разобраться, чем актеры могут быть похожи на каждого из героев. Например, мы очень долго пробовали фразу «Я самый богатый человек России» с Арсением.
Арсений: Да, очень.
Сергей: Потому что не мог Арсений, выпускник театрального института, понять, что значит быть самым богатым человеком России. Но постепенно он присвоил это себе, видимо, нашел какое-то свое богатство, которому можно радоваться. Нас часто спрашивают, какими мы хотим показать Юсуповых: хорошими или плохими, очернить или обелить. Но нашей сверхзадачей было показать Юсуповых-персонажей, а не Юсуповых-исторических личностей, рассказать об их переживаниях, которые нам близки. Каждого героя мы пытались понять как себя.
Егор: Я согласен. Мне кажется, что наш спектакль люди любят именно за это (я делаю вывод, основываясь на том, что все билеты за пару недель раскупают). Мы не играем, поэтому каждый, кто приходит, находит себя в наших персонажах. Люди доверяют нам свое времяпрепровождение, а мы доверяем им.