театр «Ателье»

Игра в классики

Шах и мат
Опытный театральный зритель знает формулу стандартной антрепризы. Никаких синусов и косинусов, не переживайте. Формула простая до ужаса: в один спектакль надо впихнуть как можно больше известных лиц, а пьесу обязательно взять в жанре комедии. Чтобы из зала раздавалось «хи-хи» вперемешку с «ха-ха». Из-за такого нехитрого подхода театралы относятся к антрепризе с некоторым снисхождением. Не будете же вы от робота-пылесоса ждать монолог Катерины про лучик света в темном царстве. Но спектакль «Зал ожидания», будучи антрепризой, не становится от этого постановкой-жвачкой. Выясняем, как сохранить баланс между формой и содержанием.
Ежик в тумане

Шикарная Дама в красном платье появляется посреди пустоты. Кроме нее в этом пространстве только мужчина в отличном костюме, деловито разбирающийся с парами ботинок: одни он выкидывает в печку, а другие стукает подошвами друг об друга. От первой группы остается только дым в трубе, от второй — характерный звук взметающихся в небо птиц. Роль Дамы в красном платье исполняет бесконечно обаятельная Светлана Ходченкова. И тут, как говорится, есть нюанс.

Один из главных минусов антрепризы по части художественного высказывания (а не способа стать золотой антилопой без смс и регистрации) — это популярность лиц на сцене. Непросто верить в реальность существования героя, когда ты видел его лицо как минимум в пяти крупных сериалах за последний год. Потому что на сцене драма, а в голове какие-то отрывки с красных дорожек.
Удается ли режиссеру-постановщику Павлу Пархоменко погрузить зрителя в спектакль так, чтобы он переставал видеть великолепную Светлану Ходченкову, потому что вместе нее на сцене живет эксцентричная и ранимая главная героиня. Ответ: пожалуй, что да. В какой-то момент грань между Ходченковой и Дамой перестает существовать. Остается женщина в красном платье, которая отчаянно хочет понять, где она оказалась. Для этого надо победить в игре, правила которой абсолютно непонятны. Пока ясно, что шансов вернутся назад на Землю почти нет: Дама попала в автокатастрофу, врезавшись на машине в дерево. Теперь тело лежит в коме, пока разум мечется в пространстве между Раем и Адом.

Ангел в исполнении Александра Метелкина дает единственную наводку, как победить в игре: надо набрать сто баллов, рассказав самые яркие моменты из жизни. Врать нельзя, но можно правильно распоряжаться словами. Главное — избегать шаблонностей. При 100 баллах открыта дорога в Эдем, а если их меньше — добро пожаловать в печку.
Победа на ощупь

Перед камерой Дама рассказывает о тех моментах, которыми мы могли бы поделиться в компании друзей: первый секс, большая любовь и такая же боль от нее. Ангел перевоплощается в близких для героини людей в воспоминаниях и в реальной жизни на Земле. Александр Метелкин одинаково убедителен как в роли лучшей подружки, решившей навестить Даму в коме, так и в качестве последнего любовника. Он и нанес героине обиду такой силы, что ради мести она решила рискнуть жизнью. В пространстве без окон и дверей Дама пытается понять, как можно победить в игре, реальные правила которой ей никто не хочет объяснять. За нелепицы Ангел дает огромные баллы, а за уроки жизни отнимает все до последнего.

По каким критериям Бог оценивает нашу жизнь — ключик к решению этой загадки не получает никто, включая зрителя. Но бешеная тяга к жизни дает Даме шанс начать все заново. И Ангел отправляет ее на Землю, идя против правил. А может в этом и был изначальный замысел: показать, что на свете нет ничего важнее жизни как таковой.
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: Анастасия Черномырдина