Кто виноват: Бог, власть или все-таки каждый человек по отдельности? Если вы ждете ответа на этот вопрос, то вы его не получите. Как сказал Чайковский Одина Байрона в открывающей сцене: это «пошлая трагикомедия». Довольно иронично, что именно так можно описать и сам фильм, и вечное положение вещей в истории России. По Серебренникову, атмосфера спертого воздуха в империи делает и гения, и бесправную женщину несвободными в своих действиях и чувствах. Остается только страдать и мучить других. Ну а больше всех страдают люди без секса и творчества, как говорится.
Для близкого окружения Петра Ильича эта драматичная история всегда оставалась притчей о том, как назойливая муха полюбила солнце. Солнце при близком рассмотрении оказывается нервозным и усталым человеком, а муха хоть и назойливая, но ничего не может с этим поделать, поскольку всю жизнь подавляла свои импульсы и не получала ни капли любви от мамы-тиранши. На это тяжело смотреть, несмотря на то что композиции Даниила Орлова и операторская работа Владислава Опельянца создают мрачную, но приятную глазу картину.