Московский театр иллюзии

Давай не поженимся

Хорошее дело браком не назовут
Ставить классику для сегодняшнего театрального режиссера — задача сложная. Хочется и новое слово сказать, продемонстрировать свое видение, но в то же время идти сильно поперек канонов, которые складывались веками, нежелательно. Имя Гоголя в качестве драматурга делает задачу еще сложнее. Для гротескных персонажей мастера комедии нужно проводить кастинг с скрупулезностью искусного ювелира, один недостаточно убедительный персонаж — и все, спектакля, считай, нет. А дух оригинала? Как сделать смешной и поучительной комедию 19 века для зрителей 21 века? Работу Артёма Бибилюрова «Женитьба» в Театре Илюзии я могу назвать классической классикой театра современности.
Те, кто считает, что в классике нельзя менять ни слова и нужно строго следовать букве Гоголя, будут довольны. В «Женитьбе» нет чего-то радикального и шокирующего для среднего зрителя. Во время просмотра я поймала себя на мысли, что очень была бы рада сходить на этот спектакль во время подготовки к экзаменам по литературе, потому что режиссеру удалось поймать дух оригинала во всей его полноте. Главная находка — это актеры. Манерный Подколёсин (Олег Тарасов), боевой и хитрый Кочкарёв (Павел Ремнёв), обаятельная Агафья Тихоновна (Наталья Васина) — они все будто бы вышли из того кинофильма, который я представляла себе во время чтения пьесы. Шустрая сваха Фёкла Ивановна (Юлия Малинина) привлекает к себе внимание сразу же и не отпускает до того момента, пока не покинет сцену. Поистине «гоголевскими» вышла галерея женихов (Виктор Никитин, Владимир Витан, Олег Жуков) — каждый из них смешной и нелепый именно настолько, насколько он должен быть.
Вообще, «Женитьбу» можно описать одним словом — баланс. Тут нет чего-то «слишком много» или «слишком мало». Есть песни и пляски для создания атмосферы балагана, каким, по сути, жизнь героев и является, но они не превращают спектакль в мюзикл. Герои нелепые, но не вызывают испанского стыда. Особенно этот баланс проявляется в сценографии спектакля. Здесь уже режиссер делает кивок в сторону тех, кому бы все-таки хотелось увидеть в классике что-то новое. Все действие происходит в белых декорациях, которые подсвечиваются разными цветами в определенные моменты сюжета. Но дом не цельный — в нем есть щели, через которые героям удобно выбегать, вбегать, подглядывать и подслушивать (а еще иногда кидать живых куриц). Но щели есть не только в домах у героев, они есть в их душе тоже, и хочется их заполнить каким-нибудь смыслом — может, другим человеком. «Достроенный» в конце дом все равно распадается с побегом Подколёсина — видимо, его «трещины» должны заполняться чем-то другим. Может быть, что-то подобное не удивит искушенного театрала, который чего только не видел. Но здесь это делает спектакль авторской вещью, а не простым переносом текста на сцену.
Как итог, «Женитьба» — это хороший спектакль для тех, кто ревностно относится к переделке классики, но не против посмотреть на новые решения. На такие спектакли зовут родителей и ходят школьными группами, потому что он такой, какой должна быть именно «классическая» постановка программных произведений, чтобы не вызвать ни у кого негодования, а только удовольствие от хорошо проведенного вечера.
Текст: Ксения Сластен
Фото: пресс-служба театра