Театр на Садовой

Свайп влево

Как и во времена Гоголя, ожидания с обеих сторон остаются товарно-денежными или же иллюзорными, как в клипах на песни, что полностью заполняют спектакль
А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба! То, да се, да это.
Чтобы то да это было исправно, — нет, черт побери, это не так легко, как говорят.
— Николай Гоголь. Женитьба

Главное, чтобы костюмчик сидел… А если костюмчик — человек? И что делать, если в современном мире мы все относимся друг к другу, как к костюмам совсем не индивидуального пошива?

Комедийная пьеса Николая Гоголя «Женитьба» о неудачной попытке дворянина Ивана Подколесина и купеческой дочери Агафьи Купердягиной женится поначалу не была тепло принята на сцене, но со временем ее социальный комментарий на тему товарно-денежных отношений на брачном рынке стал вечной классикой.
Постановка режиссера Андрея Прикотенко и художника Ольги Шаишмелашвили на сцене Театра на Садовой смещает фокус с Подколесина и предлагает поближе присмотреться к положению женщины на современном «брачном рынке». «Женитьба, или Последний пункт одиночества» полностью отказывается от устаревшего языка Гоголя, при этом сохраняя его суть.

Агафья (Гафа) Купердягина в исполнении Марии Лысюк теперь — уверенная и волевая (на первый взгляд) бизнес леди, содержащая собственное свадебное ателье под пафосным иностранно звучащим названием «Maison Gafa Cooperdiagin». Однако идеальной картинке успешной жизни не хватает спутника, а Гафе уже 36 лет, и, как до сих пор говорят в нашем совсем не изменившемся обществе, «часики тикают». Окруженная роскошными белыми платьями и утонченными фраками, женщина не может не чувствовать, что ее возможность повстречать того самого, кого можно потом будет нарядить в костюм, точно подходящий ей, а не ему, улетучивается с огромной скоростью.
Так как последняя попытка выйти замуж закончилась норвежской тюрьмой, а мужчины на сайте знакомств не впечатляют (зрителям транслируют их анкеты), подруга и коллега Агафьи, Фёкла (засл. арт. СПб Наталья Парашкина), решает, что пора выбирать из клиентов.

Хотя персонажей-мужчин в спектакле целых шесть штук, все они — Игорь Мосюк в разных костюмах, а иногда и смешных париках или наспех приклеенных усах. Все мужчины, несмотря на такие разные профессии (в тщательно отобранном Фёклой списке есть и газпромовец, и глава района, и москвич-уфмсник), оказываются одинаковыми по сути. У каждого находятся недостатки, которые хочется убрать и пересобрать из их плюсов (кстати совершенно поверхностных, исходя из разговора подруг) нового сверхмужа. Ведь мужчина, как и костюм, должен идеально смотреться рядом с такой леди.
Главная проблема современного мира дейтинга как раз в том, что мы рассматриваем спутника жизни как аксессуар, который дополнит наш гардероб или красивую ленту в соцсетях. Гафа, как и мы, не задумывается, что ее отчаяние в поисках мужа — это не нужда в реальных искренних отношениях, а неспособность понять себя и свои желания от жизни. Как и во времена Гоголя, ожидания с обеих сторон остаются товарно-денежными или же иллюзорными, как в клипах на песни, что полностью заполняют спектакль. В реальности звезды не падают, никто не зовет с собой, на берегу неба остается только Билан. Ну а Гафа (и мы) продолжает плакать и смеяться над таким положением вещей, и, надеюсь, все еще верит в то, что все наладится.
Текст: Ника Маккена
Фото: Театр на Садовой