КИНО

Бонни и Клайд из Пустого

Одинокие подростки против всего мира
Эта осень оказалась богата на подростковые проекты: начатая «Межсезоньем», она продолжилась «Асфальтовым солнцем» и сериалом «Жиза». О последнем и пойдет речь.

Жизнь Николая Якутова (Максим Сапрыкин) – Якута – меняется, когда отец (Александр Робак) совершает самосуд над маньяком, убившим его беременную жену. Теперь герою приходится жить в детском доме, подчиняться недетским порядкам и надеяться на УДО для единственного оставшегося близкого человека. Столкнувшись с криминальным миром и невозможностью сопротивляться ему, Якут становится шестеркой местного бандита: на первом этапе ему доверяют крышевание сиротского приюта.
Полина Красота (Валентина Ляпина) может и вовсе передать привет героиням шоу «Беременна в 16»: не имея здорового примера и своей семьи, она влюбляется в преподавателя и предлагает ему секс, ну а он, не особо думая, соглашается. Но, вспомнив о жене, ребенке и, видимо, о том, что половые отношения с лицами, не достигшими шестнадцати лет, караются законом, он решает прекратить всякое общение с бывшей ученицей. Однако поздно: ответить за свои действия придется, ведь Полина беременна и решительно настроена создать семью с преподавателем любыми путями, в том числе и угрозами. От этой проблемы взрослый мужчина решает избавиться не самым оригинальным, но самым неожиданным по отношению к малолетней девочке способом – заказывает ее. Соврав влюбленному в нее Якуту, Полина бросается с ним в бега на поиски своего отца.

«Жиза» совмещает в себе драму о взрослении, роуд-муви и криминальный боевик. Она затрагивает проблемы ювенальной сферы: усыновление большого количества детей как заработок для не самых сознательных граждан страны, иерархия и порядки в детских домах, педофилы, работающие непосредственно с детьми, подростковая жестокость; кроме этого, произвол, превышение должностных полномочий, сотрудничество полиции и криминала, отсутствие перспектив в маленьком городе, одиночество и многое другое. Подростки научатся играть по правилам этого жестокого и несправедливого мира, но до конца сериала не примут его.
В первой трети повествование плотное, что, несомненно, является плюсом, но к четвертой серии количество новых персонажей и сюжетных ответвлений зашкаливает, присутствие рудиментарных линий, что совершенно не нужны в сценарии, перегружает его, к тому же некоторые из них остаются незакрытыми, а внезапный deus ex machina напрягает. Мир сериала населен исключительно злыми и отвратительными взрослыми, за всеми действиями которых стоит расчет, зато хорошие поступки редких положительных персонажей не всегда имеют под собой объяснение: порой они совершаются просто так.

Каст сериала не может похвастаться кем-то с громким именем, но между тем это один из плюсов проекта: он представлен хорошими актерскими работами. Валентина Ляпина, уже известная зрителям по "Этерне" и "Миру! Дружбе! Жвачке!", замечательна в роли беспризорного подростка.
Операторская работа не предлагает ничего невероятного, но выполнена хорошо, хотя, возможно, кого-то может раздражить частый неон. Музыкальная составляющая здесь прежде всего рэп, что несколько заставляет скучать от однообразности. Интересна задумка с выдержками из законодательства, но любая шутка смешна только в первый раз.

«Жиза» является для режиссера Арсения Робака дебютом, что довольно неплохо. Как указывалось выше, сериал продолжает тему, начатую «Межсезоньем», и если хочется сравнить, как каждый автор раскрывает ее по-своему, то можно обратиться и к данной работе.

P.S. непрофессиональный профессионал Киновед, чьей задачей было устранить девчонку, прекрасен: кричать, чтобы она сама села в машину, потом пытаться ее туда запихнуть, получить перцовым баллончиком в лицо, броситься в погоню, упустить жертву невероятное количество раз, убить шестерых посторонних людей и в конце погибнуть самому.
Текст: Анастасия Вайс-Гросс
Фото: Кинопоиск