КИНО

Время года зима

Время года терять? Созависимые дочки-матери с Юлией Снигирь и Евгенией Добровольской
«Время года зима» — не о стихах Бродского, и даже не о песне Ночных Снайперов, хотя мы и слышим ее строки из уст главной героини картины. В стране, где большинство семей представлены матерями-одиночками и их дочерьми, фильм о семейных взаимоотношениях «традиционной» семьи воспринимается слишком болезненно. А может и стоит нам проработать коллективную травму?

Отношения Кати (Юлия Снигирь) с мамой Валентиной (Евгения Добровольская) нельзя назвать простыми. Старые травмы и обиды на своеобразные постсоветские методы воспитания не дают сблизиться матери и дочери. Все меняется для них обеих, когда в разгар рабочего дня Катя узнает, что ее мать так и не улетела с подругой на курорт, исчезнув из аэропорта в неизвестном направлении. Узнав от доктора настоящую причину странного поведения матери, Катя не только воссоединяется с ней, но и открывает много нового о ее и своем прошлом.
Такая личная и в то же время знакомая большинству выросших в 90-е людей история выбрана Светланой Устиновой неслучайно. Столкнувшись лицом к лицу с Альцгеймером и последствиями болезни для самого близкого человека, режиссер взяла всю свою боль и переживания и превратила их в действительно достойное кино об отношениях между матерью и дочерью, а также о том, как пережить свои травмы и сблизиться с тем, кто ментально уже так далек от тебя.

Пытаясь помочь маме, Катя одновременно с этим еще и умудряется работать организатором детского праздника для девочки богатой бизнесвумен (Екатерина Варнава) и высокопоставленного военного. Как и Катя, Майя не чувствует связи с родителями, занятыми собой и своими интересами. Девочка, не любящая балет, и женщина, не умеющая петь из-за страшного детского воспоминания, становятся своеобразным отражением друг друга. Их разделяет только стекло офисной клетки, в которой мама Майи держит свою маленькую принцессу.
Мир безразличен к проблемам обычных жителей Петербурга, его холодные тона только подчеркивают повсеместную отчужденность. В этом плане потрясающая экспрессивность Евгении Добровольской выделяется на общем фоне и вносит жизнь в, казалось бы, опостылевшую рутину окружающих ее людей (дочери, бывшего мужа, первой любви и даже доктора, который искренне беспокоится о состоянии пациентки).

Так оживает и героиня Юлии Снигирь: ее внешняя холодность и отстраненность довольно быстро дает брешь, и за фасадом собранной женщины скрывается все та же неуверенная девочка, ищущая маминых заботы и одобрения. Без нее Катя не может функционировать как личность и воспринимает существование матери (а, значит, и право на обиду на нее) как данное.
Несмотря на довольно личную тему, многие реплики, ситуации и бытовые проблемы настолько сильно откликаются зрителю, что под конец фильма в зале ни остается ни одного равнодушного. Стала ли «культурная травма» культурным кодом? Скорее всего, да, ведь методы воспитания и семейные отношения в нашей стране не меняются. Дети вместо того, чтобы учиться на ошибках своих родителей, передают свои травмы следующему поколению. Так наступает вечная зима, и никакое лето не согреет сердца, пока родители и дети не научатся слушать и слышать друг друга. Светлана Устинова предупреждает нас — еще не поздно начать диалог, чтобы не потерять мамино тепло. Все-таки мама — первое слово в каждой судьбе.
Текст: Ника Маккена
Фото: Кинопоиск