КИНО

кинофестиваль «Зимний»

«Зимний» — первый открытый российский кинофестиваль авторского кино, который прошел в Москве в кинотеатре «Художественный»
Со 2 по 8 декабря зрители вместе с членами жюри смогли посмотреть и оценить десять фильмов от разных режиссеров: как от новичков, так и от профессионалов.

Нам удалось посмотреть все фильмы программы, разобрать их вместе с создателями на Q&A сессии после сеанса и составить о них свое мнение. Многие фильмы мы высоко оценили и болели за них, пока ждали результатов конкурса фестиваля. О них мы расскажем подробнее в этой статье.
«НЕ ХОРОНИТЕ МЕНЯ БЕЗ ИВАНА» Любови Борисовой.

Главный приз кинофестиваля.

Этот фильм — якутское роуд-муви о даре видеть и чувствовать красоту.

1910 год. В небольшом якутском улусе «умирает» Степан. Воскресает он прямо в церкви, во время отпевания. Жители улуса уверены: Степан — призрак. Только сын священника Иван Попов понимает, что мужчина страдает необычной болезнью — время от времени он впадает в летаргический сон. Иван помогает реабилитировать Степана, а сам собирается в экспедицию. Но больной не хочет расставаться со своим спасителем, а то «опять захоронят», и решает ехать с ним.

Фильм заслуженно получил главный приз кинофестиваля «Зимний», а больше о нем вы сможете узнать из нашей рецензии, которая выйдет в скором времени.
«АЙТА» Степана Бурнашева.

Приз за лучшую режиссуру.

Приз за лучшую мужскую роль — Иннокентий Луковцев.

Кино из республики Саха стало традиционным участником не только российских, но и международных фестивалей, поэтому его присутствие на «Зимнем» совсем неудивительно.

В маленьком селе произошла трагедия — девочка по имени Айта покончила жизнь самоубийством. В записке есть указание на возможного виновника трагедии — некоего Афоню. В деревне есть только один Афоня, подходящий по возрасту как тот, кто смог бы надругаться над бедным ребенком, — полицейский, приезжий из Воронежской области. Русским и так не очень сильно доверяют местные жители, а после обвинения в педофилии жизнь для бедного Афони, считай, закончилась. Перед главным героем, следователем Николаем, стоит дилемма — сдать преступника разъяренным односельчанам для свершения мести или следовать букве закона и в первую очередь — презумпции невиновности.

В итоге получился триллер-детектив, хороший образец не только якутского кинематографа, но и жанра вообще. Здесь есть прямота и искренность, за которую зрители всей Европы полюбили кино республики Саха, интересные актерские работы и захватывающий сюжет, который держит в напряжении весь фильм.
«БОЛЬШИЕ ЗМЕИ УЛЛЕ-КАЛИ» Алексея Федорченко

Приз за лучшее визуальное решение.

Тема фильма — Кавказ. Форма? А вот тут уже интереснее. Завязка фильма якобы документальная: режиссер (его играет сам Алексей Федорченко, да и зовут его героя точно так же) находит в Екатеринбурге фрагменты дореволюционного фильма «Дорога на Кавказ». Это был альманах девяти режиссеров, каждый из которых сделал немой короткометражный фильм на одну из тем истории Кавказа. Режиссер уже в современности решает отправиться на территории горцев, чтобы восстановить утраченные фрагменты.

И дальше начинается фарс, самая настоящая трагикомедия. Фильм с уважением и добрым смехом рассказывает реальную историю Кавказа, перемешивая ее с откровенным абсурдом. При этом этот абсурд не заходит на территорию неуважения, наоборот, на протяжении всего фильма видно, с каким трепетом и любовью относится Федорченко к тому региону, о котором снимает фильм.

Самое интересное в картине — это, конечно же, отрывки этого якобы утерянного дореволюционного фильма. Федорченко то ли случайно, то ли намеренно делает для зрителя помимо исторического экскурса еще и кинематографический. Каждый отрывок сделан с применением того или иного приема немого кинематографа, и наблюдать за этим настолько интересно, что немалый хронометраж фильма — 120 минут — пролетает совершенно незаметно.

К сожалению, неизвестно, найдет ли этот фильм своего зрителя. Прошлый фильм Федорченко «Последняя Милая Болгария», за который он, между прочим, получил Серебряного Георгия на ММКФ-2021, так и удалось посмотреть только на ММКФ — ни в прокате, ни на стримингах фильма не оказалось. Будем надеяться, что «Большие змеи Улле-Кали» будут открыты зрителю не только в рамках фестиваля «Зимний».
«НАВОДНЕНИЕ» Ивана Твердовского.

Приз за лучшую женскую роль — Анна Слю.

Драма Ивана Твердовского «Наводнение» — история о нарастающем насилии и молчаливой жертве, которая не может дать отпор.

Софья — тренер в частной спортивной школе, с мужем она берет под опеку осиротевшую племянницу Аню. Девушка не разговаривает после смерти родителей, не приживается в коллективе, становится жертвой травли и из-за своей особенности даже не может позвать на помощь. Но новый дом также не становится островом безопасности — Софья начинает ревновать племянницу к своему мужу.

Иван Твердовский известен нам по фильмам «Класс коррекции», «Зоология», «Конференция» и другим значимым работам для отрасли экспериментального и авторского кино.

Часто режиссер прибегает к тропу закрытых школ, и «Наводнение» не исключение. Твердовский говорит, что всегда интересно наблюдать за тем, как развивается характер персонажа в условиях отрешенности от внешнего мира.

В основу фильма легли рассказы Евгения Замятина «Наводнение» и «Север», создатели также вдохновлялись сказкой о «Русалочке» Ганса Христиана Андерсена.
«РЯДОМ» Тамары Дондурей

Человек — существо социальное. С самого рождения с нами находится кто-то рядом: родители, бабушки, дедушки, первые друзья. Самый важный человек на этом этапе — мама. Отношения с ней влияют потом на всю жизнь.

Взрослея, мы обрастаем новыми связями. Чаще всего человек соприкасается с коллегами на работе и с любимым человеком, если таковой имеется. И получается, что наш круг «рядом» традиционно состоит из родителей, партнера, нескольких друзей и коллег. А что, если наш круг «рядом» начнет разрушаться, какая-то часть из него исчезнет или изначально будет работать неправильно?

Об этом и идет речь в фильме Тамары Дондурей «Рядом». Кире 30 лет, у нее есть парень, она работает в архитектурном бюро, у нее плохие отношения с матерью, она ходит к психологу и хочет изменить мир к лучшему. Ее можно назвать «несгибаемой», она все хочет делать по своим правилам, но у жизни свои мысли на этот счет и она не предлагает компромиссы.

«Рядом» — это очень нежный кинематографический портрет поколения. Все в нем дано штрихами, намеками, которые понятны без многословных объяснений любому человеку поколения Киры. Я не из ее поколения, я все-таки на декаду помладше, поэтому фильм тронул меня эмоциональной стороной. Проблемы с родителями есть у всех, любимого человека боится потерять каждый, кто-то его уже терял, даже если в паспорте маленькая цифра. Эти эмоции показаны очень нежно, очень доступно; они сжимают сердце и вызывают мурашки, от них хочется съежиться в кресле. Так ведь и должно быть от хорошей кинематографической работы — мы должны пропустить ее сквозь кожу. Фильм, кстати, уже в прокате, если есть возможность — сходите.
«ВОЛНЫ» Михаила Брашинского.

Главный герой «Волн» (Владислав Абашин) переживает смерть любимого человека и бежит от общества. Поселившись в лесу, он живет там несколько дней, пока не встречает мальчика Антона, который собирается построить машину времени.

Новый знакомый оказывается членом некой секты, которая с «распростертыми объятиями» принимает таких же отвергнутых внешним миром людей, как главный герой.

Как сказал режиссер, в основу философии этой секты, или же общины, легли учения Николы Теслы: «Я создавал из себя то, что хотел: мыслящую и духовную машину. Я — часть света, и это музыка, свет заполняет мои шесть чувств. Мое шестое чувство — мышление».

Все есть свет, все есть электричество, и все люди на земле связаны некими волнами, отсюда и название фильма. Но, как часто это бывает, что-то в этой общине было не так, и это что-то стало отправной точкой для главного героя, который начинает переосмыслять все происходящее.

Основной темой фильма является степень человеческого отчаяния. Все участники секты, чьи истории нам удалось узнать, изнывали от чувства одиночества и вины, но нашли свое прощение и утешение в стенах общины.

Размышление о жизни в подобных организациях — не новая тема для фильмов, но каждый раз эту тему представляют по-разному, заставляя задуматься над тем, о чем раньше и не догадывался.

«Волны» Брашинского — фильм про несчастных людей, потому что про счастливых людей неинтересно разговаривать. «У него все плохо, но это прекрасно, потому что он является букетом драмы», — говорит режиссер.
«КЛИПМЕЙКЕРЫ» Григория Константинопольского

Завершил смотр показ нового фильма Григория Константинопольского «КЛИПМЕЙКЕРЫ».

Если кратко, фильм — 10 сломанных стульев из 10. Режиссер драйвово, смешно и красиво рассказывает об индустрии видеомейкинга в девяностые, в то время, в которое как раз начинали свою карьеру те, чьими работами уже на большом экране мы восхищаемся сегодня.

«Клипмейкеров» можно назвать своего рода вольным байопиком.

Например, за главным героем Гришей Византийским (Александр Горчилин) угадывается сам режиссер, а за Арменом (Арам Вардеванян) — Армен Петросян, известный клипмейкер в 90-ых. А вольный байопик тем, что это все-таки комедия, и точно воспроизводить жизнь тех, о ком она рассказывает, не может. Да и не нужно это, фильм и без этого хорош.

Больше расскажем в рецензии, которая выйдет ближе к прокату фильма.
В программу также вошли фильмы «ДОКТОР» Артема Темникова о докторе Христофорове, который пытается достучаться до юных, но уже отчаявшихся сердец. В рамках конкурсной программы фильм получил приз за лучший сценарий. Также специальным призом был посмертно награжден Сергей Пускепалис, исполнивший главную роль.

Мистический триллер Игоря Волошина «МЕДЕЯ» пересказывает известный древнегреческий миф через призму постхоррора о матери двоих сыновей, которая отчаянно пытается спасти их от потусторонних сил. Исполняющая роль главной героини Лизы Ольга Симонова получила диплом жюри «За искренность».

Некоторые из этих фильмов уже имеют дату проката, некоторым ее еще только предстоит установить, но все-таки отрадно, что многие зрители уже смогли увидеть их в шикарных интерьерах Художественного. Программа вышла разносторонней, показывающей богатую палитру российского авторского кино во всех оттенках. Нашлось место и триллеру, и драме, и комедии, и постхоррору — и это всего десять фильмов! Будем надеяться, что первый смотр стал ярким началом нового важного для индустрии кинофестиваля.
Текст: Оля Александровна и Ксения Сластен
Фото: пресс-служба «Зимнего»