КИНО

кинофестиваль «Зимний»

1-7 декабря 2023 года
В минувшем году «Зимний» кинофестиваль российского авторского кино презентовал свою программу и отметил лучшие картины. Стены «Художественного» в этот период всегда отличаются от других премьер особым уютом — стелются синие дорожки вместо красных, независимое передовое кино своими живописными кадрами зрит вглубь души зрителя, в фойе свет софит сменяется теплыми подсветками, а еще здесь пахнет кофе, ароматным травяным чаем и имбирными пряниками.
«Архитектор» — фильм-открытие
Прод. Алексей Боков

Алексей Герман-старший по праву считается одним из самых гениальных советских режиссеров. Документальный фильм «Архитектор» рассказывает о создании картины «Трудно быть Богом», задумка которой прошла через всю карьеру Германа. Уникальные кадры из закулисья, множество комментариев от людей, участвовавших в реализации проекта, и самый достоверный рассказчик, Алексей Герман-младший, который собирал «Архитектора» по кусочкам целых шесть лет.
«Панические атаки» — главный приз
Реж. Иван И. Твердовский

Картины Ивана И. Твердовского узнаваемы всегда, его герои будто отрешены от всего мира. Если в «Классе коррекции» и «Наводнении» об изоляции заявляется прямо, ведь действие происходит в закрытых пансионах, то в «Панических атаках» центральной локацией становится северный город Никель. Из этого Богом забытого места отчаянно хочет сбежать главная героиня Вика, она получила визу и собирается уехать навсегда в Норвегию. В родном городе для девушки экология плохая, здесь она страдает от панических атак. В новом месте Вика прибегает к прямо-таки нестандартному методу «лечения», настолько ужасному, что даже смешно. Как говорится, а на что вы готовы ради эмиграции?
«Тимир» — лучшая режиссура
Реж. Николай Корякин

Якутское кино уже второй год выходит из тени, покоряя кинофестивали. «Тимир» Николая Корякина — это фильм, снятый людьми без режиссерского образования, но с большим желанием творить.

Картинка в стиле Уэса Андерсона через забавные скетчи рассказывает трогательную историю мальчика по имени Тимир, который вынужден оставить прошлое и переехать в деревню к незнакомому отцу. Мистика переплетается с реальностью, чтобы заставить всех героев повзрослеть и начать двигаться дальше.
«Танцуй, Селёдка!» — лучший сценарий
Реж. Александра Лупашко

Сверхъестественная картина, где члены семьи спустя долгие годы приходят к взаимопониманию. Павел Майков гениально показывает инфантильного отца, который бросил свою дочь и не успел наверстать упущенное. А его дочка Жанна (Александра Бортич) всеми силами отгораживается от прошлого с разгульным папой в маленьком городке, пока это прошлое не настигает ее само. «Танцуй, Селёдка!» Александры Лупашко по сценарию Татьяны Загдай — это роуд-муви с шутками, бандитами и колоритом глубинки, которое показывает, как легко рушатся ложные убеждения и как важны родственные связи.
«110» — лучшее визуальное решение, лучшая женская роль (Полина Цыганова)
Реж. Илья Михеев

Громкий дебют Ильи Михеева — драма со звездным составом на непростую остросоциальную тему. 110 статья предусматривает ответственность за доведение лица до самоубийства, но центральной темой картины все же являются взаимоотношения матери (Елизавета Боярская) и дочери (Полина Цыганова). В фильме определенный эмоциональный окрас имеет каждый кадр; пока девочка молчит, об ее переживаниях рассказывает все окружение.
«Белой дороги!» — диплом жюри с формулировкой «За рассуждение на сложную тему»
Реж. Элла Манжеева

Роуд-муви из Калмыкии, которое ближе к середине фильма уходит в абсолютный артхаус с элементами хоррора. Картина в художественной форме рассматривает такое явление, как «тачал» — скорбь по усопшему, которая не дает ему успокоиться, а живого утягивает в иной мир. В этом междумирье, обликом которого стала калмыцкая степь, путешествует Алдар, его мать Рая, которая никак не может обрести покой, и девушка, назвавшаяся Светой, которую все время тянет во тьму.

В фильме рассматриваются и переосмысливаются традиции Калмыкии. В «Белой дороги!» Элла Манжеева путешествует вместе со своим героем и изучает обычаи, легенды и быт родного народа. «Если я — это Алдар, то моя мать — это калмыцкая степь», — говорит режиссер.
«Лунатики»
Реж. Юрий Мороз

Этот фильм уже был представлен в Выборге и Сочи, но и зрителей «Зимнего» он не оставил равнодушными. Психологическая драма о проблемах матери и сына с лейтмотивом в стиле «Вечного сияния чистого разума» и «Заводного апельсина».

Рената (Виктория Исакова) — успешная бизнесвумен, живет с молодым любовником Антоном (Дмитрий Чеботарёв) и пытается наладить отношения с сыном наркоманом Никитой (Степан Белозеров). Когда педагогика не работает, а все шансы стать хорошей матерью безвозмездно утрачены, женщина решает обратиться за помощью к новому и необычному методу лечения от зависимости (да и от травматического прошлого в целом).

Юрий Мороз снял авторскую картину, но сам он относит «Лунатиков» скорее к течению арт-мейнстрима, ведь поднимаемая проблема если не близка, то понятна каждому.
«Чайка»
Реж. Полина Лазарева

Валентин Чайка (Юрий Быков) — престарелый писатель из Петербурга, натура которого тонка, а мысли свободны. За красивой обложкой философа скрывается бабник, запутавшийся в собственных сиюминутных желаниях. Алина (Вера Кинчева) — ресторанная певица, страдающая от несчастливого романа с Чайкой. Она готовит свою месть, которая заставит обидчика пересмотреть взгляды на жизнь. Фильм «Чайка» говорит со зрителем через красочные сны героев, обнажая их переживания. С уверенностью можно сказать, что режиссерский дебют Полины Лазаревой покорил на «Зимнем» столько же сердец, сколько и разбил.
«Поедем с тобой в Макао»
Реж. Роман Михайлов

В жизни Олега все вроде бы хорошо, он учится на юрфаке, отдыхает с друзьями и почти не конфликтует ни с мамой, ни с отчимом. Но когда он знакомится с отцом, недавно вышедшим из тюрьмы, в его жизни появляется азарт. Подпольные казино, легкие деньги — семейный бизнес. Парень еще не знает, что зависимость эта сродни алкоголизму и лечится соответствующе.

Тема сложная, прокатное удостоверение получено с трудом, но картина довольно поверхностная. Герои такие же картонные, как и карты, которые они раскидывают по столам.
«Вера»
Реж. Ира Волкова

Не ремейк, а новое прочтение повести «Вам и не снилось» Галины Щербаковой, где главной героиней становится Вера — мама Ромы. В фильме Ирины Волковой история заиграла новыми красками, а психология женщины среднего возраста оказалась гораздо глубже, чем в первоисточнике, где все ее проблемы сводятся к лишнему весу. Судьба Веры трагична не по-шекспировски, а по-человечески — тяжело, когда дети выросли, а жизнь прожита и, как оказалось, не очень счастливо.
«Сломя голову»
Реж. Евгений Григорьев

Фильм с претензией на глубокую философскую драму. Главный герой Андрей (Егор Корешков) — примерный семьянин, который занимался любимым делом и не стремился к вершинам, пока в один миг вершины не упали на него. Теперь ему предстоит стать «настоящим мужчиной», побороть внутренних демонов и сделать по-настоящему сложный моральный выбор. Отдельно стоит отметить актерскую игру Владимира Битокова — он здесь невероятен.
«Тайм аут»
Реж. Владимир Скворцов

С трендом на позитивное мышление многие люди стали зарываться в иллюзию «У меня все хорошо», игнорируя реальные проблемы. Вот и соцработница Люда (Наталья Щукина) застыла на одном месте, забывшись в аффирмациях. Теперь ее жизнь напоминает вечный тайм-аут, а продолжить игру ей поможет только резкое понимание того, что каждый день не может быть лучшим. «Тайм-аут» Владимира Скворцова — это сильная трагикомедия, исследующая проблемы современного общества. Шутки, кстати, правда смешные. И смех и грех.
В этом году в состав жюри вошли: кинопродюсер и медиаменеджер Софья Митрофанова (председатель); режиссер, продюсер и сценарист Дмитрий Давыдов; актриса, режиссер, шоураннер и продюсер Дарья Мороз; художник кино Сергей Февралёв; актер, сценарист и режиссер Даниил Воробьёв.
Авторы-корреспонденты: Оля Александровна и Ирина Адаменко
Фотографы: Мария Московская

Кадры из фильмов: Кинопоиск, Афиша.ру, Вокруг.тв, Кино-театр.ру, кино мэил.ру,