Современник

Концептуальный конфликт

Не имей сто друзей, а имей белую картину
Сколько (конечно, во французских франках) вы бы заплатили за белую картину примерно метр двадцать на восемьдесят — абсолютно белую с тонкими поперечными полосами? Серж (Андрей Мартынов) заплатил двести тысяч. Марк (Анатолий Кормановский) не дал бы ни копейки. Ивана (Максим Теняков) вообще гораздо больше стоимости этой картины волнует, куда запропастился колпачок от его голубого фломастера, засохнет же, если не закрыть. Но они ведь лучшие друзья и через многое прошли, разве их сможет серьезно рассорить какой-то белый кусок холста, претенциозно стоящий на мольберте изнанкой к зрительному залу. Марку кажется, что Серж сошел с ума, если решил что Антреос, автор полотна, важнее дружбы. Сержу кажется, что картина не белая. Ивану кажется, что он свихнется, если они не перестанут ругаться. А картина? Про этот белый холст у него нет своего мнения.

«АРТ» Ясмины Резы (пьеса, удостоенная нескольких наград и множества постановок) — история трех друзей, трех стульев и полотна, которое чуть не стало причиной окончания их дружбы. Это доведенный до абсурда скандал, который начинается как спор о современном искусстве и в два счета перетекает во взаимное осуждение жен, стиля в одежде и образа жизни. В постановке Юрия Кравеца в театре «Современник» зрители попадают прямиком в хоровод язвительных реплик, высокомерных взглядов и обиженных пауз, и непонятно лишь одно: как эти люди на сцене, имеющие так мало общего, оставались друзьями до сих пор.
Взгляд блуждает по фактурным персонажам спектакля, цепляясь то за розовый блокнот в руках Ивана, то за свисающие из кармана пиджака очки Сержа. Условный рефлекс предлагает сразу распределить между героями свои симпатии и антипатии: Марк слишком резок и все же обаятельно улыбается, Серж приятно интеллигентен, но как же бесят его идеальные лаковые коричневые туфли, Иван трогателен в своей наивности и совсем не может постоять за себя. Каждый из них не умеет признавать свою неправоту и до победного сражается за собственное мнение. Не потому что ценно само мнение, а потому что не хочется проиграть.

«АРТ» — веселая постановка ровно настолько, насколько грустная. Каждая язвительная реплика вызывает невольную зрительскую улыбку, но накаляет конфликт на сцене, каждый высокомерный жест кажется из зала скорее забавным, но все сильнее отдаляет старых друзей друг от друга. Как бы это иронично не звучало, «АРТ» — пьеса не об искусстве. Союз Марка, Сержа и Ивана чуть не разрушен не из-за белой картины с полосами какого-то там другого цвета — их дружба рискует сломаться под грузом накопленных с годами недоговорок и лицемерия. Антреос лишь обострил взаимонепонимание, но оно витало в воздухе и до его появления. И если сначала изо всех сил надеешься, что им все-таки удастся помириться, то к концу спектакля остается лишь сомнение: а есть ли в этой дружбе то, что стоило бы сохранить.
Герои «АРТа» переживают кризис и выходят из него совсем не обновленными — со старыми пороками и мисочкой оливок. Кажется, конфликт вокруг картины научил их хоть иногда поступаться своими принципами, но едва ли предотвратил дальнейшие внутренние обиды и недоговорки. Иван поженится, а Серж и Марк будут стоять в качестве шаферов за его плечами, мысленно прикидывая, через сколько друг разведется или его окончательно сожрет властная жена. А у зрителей на выходе из зала останется только один вопрос: продержится ли испытательный срок этой дружбы, или Марк, Серж и Иван поругаются снова уже через несколько дней — и в этот раз безвозвратно.
Читай интервью с актерами постановки
Текст: Мария Дорофеева
Фото: Ирина Фомина