4000 километров — не преграда Поддерживать контакт с аудиторией в России – одна из самых тяжелых вещей для нас с точки зрения отъезда. Мы понимаем, что там осталось очень много людей, которые имели для нас колоссальное значение и для которых мы тоже что-то значили. Мне бы очень хотелось найти способ поддержания этого контакта. Если бы это была просто эмиграция – вот взяли и уехали в эмиграцию, ну мало ли чего?! Тогда мы бы, конечно, приезжали минимум раз в полгода. Как искать способ сейчас? Это цифровое присутствие, в первую очередь. Мы стараемся это делать. Мы бы очень хотели записать когда-то аудиальную версию спектакля «Гибнет хор», потому что там у нас сложилась очень крутая музыкальная линия. Было бы здорово записать «Третье кабаре», мы про это думали еще в России – это может стать полноценным альбомом. Но пока это только мечты, потому что технически это отдельная большая работа, когда нужно взять несколько месяцев, сесть и заниматься этим.
Мы сделали много выводов из цифрового перформанса «Я здесь. Хроники маленьких людей». Один из них в том, что мы не вытащили из него все то, что хотелось и что мы планировали. Мы его протестировали. Мне кажется, что это верная история, однако хотелось бы, чтобы уровень ее глобальности был большим. Поэтому, с точки зрения цифрового присутствия, следующим шагом стала работа с
«Театром Сопротивления», когда ребята предложили сделать нам аудиоспектакль по текстам украинского драматурга Иры Серебряковой, и мы с большим удовольствием и честью на это пошли, потому что это верно. И в этом, мне кажется, возникла большая цельность, чем когда мы самостоятельно сделали цифровой перформанс. Мы очень старались, причем сделали это в короткие сроки, и там совершенно невероятная работа была проделана композитором и звукорежиссером. Не уверена, что это имело большой отклик среди нашей аудитории. Но это было важно, полезно – поднять конфликтные темы среди нашей аудитории, оставшейся в России.